Философская энциклопедия - барнав
Барнав
БАРНА́В
(Barnave), Антуан Пьер Жозеф Мари (22 нояб. 1761 – 29 нояб. 1793) – франц. социолог и политич. деятель; выступал как сторонник конституц. монархии и противник участия нар. масс в гос. управлении. За тайные сношения с королевским двором Б. был арестован и гильотинирован.
В своих филос. воззрениях Б., находясь под влиянием Кондильяка, сочетал сенсуализм с нек-рыми элементами дуализма и агностицизма. Значение Б. в истории философии определяется его социологич. идеями. Б. критиковал абстрактно-рационалистич. построения просветителей 18 в., являлся поклонником Монтескьё и находился под влиянием идей физиократов о естеств. ходе вещей и роли произ-ва, взглядов Гельвеция на общество, историко-экономич. концепции Рейналя. В своем осн. соч. "Введение во французскую революцию" ("Introduction à la Revolution Francaise", 1792, изд. 1843) Б. развивал мысль о влиянии географич. среды на формирование политич. строя. Однако он считал, что это влияние осуществляется не через психику людей, а через хозяйство, к-рое и определяет историч. прогресс. В истории Б. выделял 4 периода: 1) охотничий, когда собственности почти нет, а политич. учреждения только зарождаются, 2) пастушеский, в к-ром появляются животноводство и собственность (на скот), 3) земледельческий, когда собственность распространяется на землю, увеличивается экономич. неравенство, складываются феод. отношения и 4) торгово-промышленный, когда человечество создает новый источник обогащения и прогресс техники вызывает к жизни многочисл. и деятельные объединения людей (городá). Соответствующее этим хоз. изменениям новое распределение богатства вызывает новое распределение власти. Феод. собственность породила господство аристократии, "движимая собственность" порождает демократию (имелась в виду бурж. демократия), освобождая народ от феод. неравенства и повинностей, от светской власти папства. Как правило, в малых странах возникают республики, а в больших – представит. монархии, служащие интересам промышленников. Политич. власть опирается на вооруж. силу, собственность и обществ. мнение. Б. прослеживал борьбу классов в истории и видел в ней прежде всего антагонизм демократии и феод. аристократии. Но он приближался и к пониманию классовых противоречий внутри третьего сословия, в частности между буржуазией и рабочими. Взгляды Б. сыграли значит. роль в подготовке философии истории Сен-Симона и идей историков эпохи Реставрации.
Соч.: Oeuvres, t. 1–4, P., 1843; Извлечения из кн.: Введение во французскую революцию, пер. [с франц.], в кн.: Хрестоматия по французскому материализму, т. 2, П., 1923, с. 187–212.
Лит.: Попов-Ленский И. Л., Антуан Барнав и материалистическое понимание истории, М.–Л., 1924; История философии, т. 2, М., 1941, с. 319–22; Олар Α., Ораторы революции, т. 1–2, М., 1907–1908.
Г. Зельманова. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |