Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - бауэр бруно

 

Бауэр бруно

бауэр бруно БАУЭР Бруно

БА́УЭР Бруно

(Bauer), (6 сент. 1809 – 13 апр. 1882) – нем. философ-идеалист, младогегельянец (см. Гегельянство). Приват-доцент Берлинского (1834–1839) и Боннского (1839–42) ун-тов. В 1835 с позиций ортодоксального гегельянства критиковал книгу Д. Штрауса "Жизнь Иисуса", но уже в 1839 примкнул к левым (или младо) гегельянцам. В памфлетах "Трубный глас страшного суда над Гегелем" 1841, рус. пер. 1933, предисл. Б. С. Чернышева) и "Учение Гегеля о религии и искусстве" ("Hegel's Lehre von der Religion und Kunst...", 1842), в написании к-рых, по-видимому, принимал участие Маркс, представил Гегеля атеистом и революционером. В работах "Критика евангелия от Иоанна" ("Kritik der evangelischen Geschichte des Johannes", 1840) и "Критика синоптических евангелий" ("Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker", Bd 1–3, 1841–42) он дал более радикальную, чем Штраус, критику религии и отрицал историч. достоверность евангелий. Отвергая христ. бога, Б. оставался идеалистом и обожествлял самосознание. После 1848 Б. все более эволюционировал вправо и к концу жизни стал консерватором, сторонником Бисмарка.

Главным вопросом философии Б. считал разрешение противоречия между субстанцией и самосознанием. Отвергая гегелевскую абсолютную идею, он объявил абсолютным самосознание. Б. считал, что обществ. переустройство возможно с помощью изменения сознания, требовал не изменения существующего порядка, а лишь изменения представлений о нем, абсолютизируя гос-во и идеализируя, вслед за Гегелем, прусскую монархию. К истории 13. подходил как субъективный идеалист. Он создал теорию всемогущества "критических личностей" и ничтожества народа, к-рый он объявлял пассивным материальным элементом истории, врагом духа. Движущей силой истории Б. считал умств. деятельность, борьбу понятий в головах "критических критиков".

Критику субъективного идеализма и национализма Б. дали Маркс и Энгельс в "Святом семействе" (Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955) и "Немецкой идеологии" (там же, т. 3).

Соч.: Die gute Sache der Freiheit und meine eigene Angelegenheit, Z. – Winterthur, 1842; Die Judenfrage, Braunschweig, 1843; Das entdeckte Christentum, Z., 1843. Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; его же, Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, [М., 1933]; Mеринг Ф., Карл Маркс. История его жизни, М., 1957; Серебряков М. В., Фридрих Энгельс в молодости, Л., 1958; История философии, т. 3, М., 1959 (см. Именной указатель); Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем. т. 1, М., 1959; Кеgel М., Bruno Bauer und seine Tneorien über die Entstehung des Christentums, Lpz., 1908 ; Runze G., Bruno Bauer, der Meister der theologischen Kritik, Neu-Finkenkrug, 1931.

А. Панфилова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины