Философская энциклопедия - бодхисаттва
Бодхисаттва
БОДХИСАТТВА (пали bodhisatta, санскр. bodhisattva— существо, стремящееся к просветлению) — в традиционном буддизме и буддизме махаяны лицо, принявшее решение стать буддой, чтобы достичь нирваны и помочь другим существам выйти из безначальных реинкарнаций и страданий. Альтруистический идеал бодхисатгвы, который “задерживается” в сансаре ради того, чтобы помочь другим, противостоит двум другим, более эгоцентрическим ориентирам буддиста—достижениям архата и пратьекабудды, стремящихся преимущественно к собственному “освобождению”.
В “ортодоксальном” буддизме тхеравады идеал бодхисаттвы занимает почетное, но сравнительно маргинальное положение. Бодхисаттвами были только бывшие будды, которых насчитывается 24 (последним был исторический Будда—Гаутама Шакьямуни), а также будда грядущего мирового порядка—Майтрея. Будущие будды культивировали все необходимые “совершенства” (парами), а также сострадание к живым существам (каруна) и сорадование им (майтри); в собрании джатак описываются подвиги самопожертвования Будды в его прежних рождениях, наподобиезнаменитого кормления голодной тигрицы собственным телом—подвиги, явно противоречащие буддийской же ориентации на срединный путь балансирования между любыми крайностями.
В сотериологии махаяны идеал бодхисаттвы становится приоритетным и определяющим (ее другое название— бодхисаттваяна, “колесница бодхисаттвы”). Его реализация возможна уже не только для 25 будд, но и для каждого буддиста. Число бодхисаттв, как и будд, мыслится бесконечным, и они населяют не только земной, но и небесные миры. Будущий бодхисаттва, которым может быть не только человек, но и другое существо, дает однажды великий обет достичь “просветления” и извлечь все существа из круговорота сансары. В поэме Шантидэвы “Бодхичарьяватара” (7—8 вв.) бодхисаттва торжественно обещает себе использовать накопленную им “заслугу” (см. Дапа-пунья) для облегчения страданий живых существ (передача своей заслуги в традиционном буддизме была онтологически немыслимой) и служить лекарством, врачом и сиделкой всем, кто еще не избавился от болезней сансары; он хочет быть защитником нуждающихся в защите, путеводителем блуждающих в пустыне, кораблем, пристанью и мостом для ищущих берега в море сансары, светильником слепых, ложем уставших и слугой всех нуждающихся (III. 6—7, 17—18). Длительность дальнейшего пути бодхисаттвы исчисляется мировыми периодами. Он должен достичь 10 ступеней совершенства (им посвящались отдельные трактаты), соответствующие 10 “совершенствам”-лвра”ннпаи. Некоторые классификаторы вменяют ему также обретение 37 начал просветления, в числе которых четыре состояния внимания, четыре сверхспособности и пять сверхсил. Еще одно отличие махаянского бодхисаттвы—культивирование созерцания пустотности всего сущего (шуньята), которое мыслится необходимым условием сострадания, но на деле оказывается условием и его “снятия”: поскольку все сущее пусто и преходяще и некого и нечего почитать или порицать, то нет ни радости, ни страдания, а потому и того, чтоследует любить или ненавидеть (“ищите их,—увещевает Шантидэва,—и вы их не найдете!”—IX. 152-153).
Бодхисаттвы занимают значительное место в пантеоне центральноазиатской и дальневосточной махаяны и включают ряд учителей буддизма (начиная с Нагарджуны и Асанги), но преимущественно — мифологические персонажи, список главных из которых варьирует от 8 до 10 (наиболее популярны Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани, Кшитигарбха).
Иерархия ступенек лестницы достижений бодхисаттвы описана в “Аштасахасрикапраджняпарамите” (1—2 вв.), “Лалитавистаре” (3—4 вв.), в современной ей “Махаяанасутраланкаре” (гл. XX, XXI), и специально посвященном данной теме “Дашабхумикасутре” (“Наставление о десяти уровнях”) — трактате протойогачары, составленном, вероятно, в 3 в. В нем иерархизируются уровни совершенства, следующего “путем бодхисаттвы”, каждый из которых соотносится с соответствующим “совершенством” — парамитой, что позволяет составителю текста систематизировать практически всю сотериологию махаяны. 10 “ступенек” излагаются бодхиоаттвой Ваджрагарбхой в ответ на просьбу Будды рассказать о них всем присутствующим.
На первой ступеньке — “радостной” (прамудита) — начинающий бодхисаттва овладевает совершенством щедрости (дана). Он доверяет буддам, попечителей о всех, прилежен в изучении дхармы; его щедрость “нематериальная”, ибо он сострадает живым существам, которые не заботятся о своем “освобождении”, и он готов пожертвовать ради них женами, детьми, членами тела, здоровьем и самой жизнью. “Радостной” же эта ступенька оказывается потому, что он ликует из-за своего превосходства над “обычными людьми” и ясно видит свой путь. Далее следует уровень “незагрязненности” (вимала), на котором адепт овладевает совершенством нравственности (шила). Этот путь “профессионального” освоения самодисциплины по методу классического восьмеричного пути (последний включается, т. о., в виде “частного случая” в иерархию достижений в махаяне). “Незагрязненность” означает освобождение от нечистоты аффектов, ибо практикующий на этой стадии становится свободным от желаний, другом, наставником и покровителем других существ. На третьей стадии — “лучезарной” (прабхакари) — адепт становится “светильником учения”, способным к уразумению сокровенных умозрительных истин. Здесь он овладевает совершенством терпения (кшанти), ибо денно и нощно упражняется в изучении махаянских сутр. На этой же ступени он становится экспертом в четырех нормативных медитациях и достигает “обителей Брахмы” (это “частный случай” включения в сотериологическую систему махаяны главного индуистского божества), развивая поэтапно благость, сострадание (каруна), сорадование (майтри) и бесстрастие, и уже начинает излучать свет в небесных регионах.
Четвертая ступень—“пламенная” (арчишмати) — позволяет адепту созерцать истинную природу всех существ и населяемого ими мира. В его “огненном” видении отражаются преходящесть сущего и значение “освобождения”, и он бросает прощальный взгляд на остатки ложных воззрений, прежде всего связанных с представлением о своем “я”. Здесь он овладевает совершенством мужества (вирья), т. к. окончательно укрепляется в истинной вере в “три драгоценности” буддизма — Будду, учение и общину. Пятый уровень называется “чрезвычайно труднодостижимым” (судурджая), ибо только теперь можно “реализовать” различие истины конвенциональной (самврити-сатья) и абсолютной (парамартхика-сатья) и соответственно конечную “пустотность” всего сущего. Поскольку адепт старается о благе живых существ, созерцая их преходящесть и одновременно сущностную “освобожденность”, эта ступень соотносится с освоением совершенства медитации (дхьяна).
Шестой уровень называется “перед лицом полной ясности” (абхимукхи), ибо на данной стадии адепт становится экспертом в совершенстве познания (праджня). Это познание-премудрость позволяет ему видеть глубинное единство сансары и нирваны, а также то, что все вещи суть “только сознание”.
На седьмой ступени — “далеко распространяющейся” (дурангама) — адепт становится уже настоящим бодхисаттвой. Он может войти в паранирвану, но медлит ради “освобождения” других существ, предпочитая ей “активную нирвану” (апратиштхита-нирвана). Сейчас он овладевает сразу двумя новыми совершенствами: умением использовать любые стратагемы ради помощи “сансарным” существам (упая) и способностью передавать им свой запас “заслуги” (пунья). Его собственный “кармический капитал” от этой щедрости уменьшиться не может, ибо он, делясь им с другими, приобретает еще большую “заслугу”.
Восьмая ступенька — “недвижимая” (ачала), ибо бодхисаттва неколебим в своей решимости действовать в этом мире ради “освобождения” других существ. Соответствующим совершенством является поэтому верность великому обету (пранидхана). Теперь бодхисаттва может принимать любой внешний облик ради помощи другим существам.
На девятой ступени — “благочестивого размышления” (садхумати) — бодхисаттва использует весь свой интеллектуальный потенциал для проповеди дхармы. Здесь реализуется совершенство всемогущества (бала), проявляющееся в постижении бодхисаттвой магических формул (дхарани) — “словесных талисманов”, которое он передает дальше ищущим “освобождения”.
Наконец, десятая ступень—“облако учения” (дхармамегха)— превращает его уже в небесного бодхисаттву. Он восседает, как “освященный” (абхишикта) на небе, на великом лотосе, и его тело излучает особый свет. Соответствующее совершенство—полнота знания (джняна). С облаком он сравнивается потому, что, как оно проливает дождь, он, распространяя свои лучи на землю, смягчает печаль и страдание живых существ. На этой ступени бодхисаттва становится уже Майтреей, который ожидает своего часа на небе тушита, чтобы явиться на землю новым буддой. Так восхождение адепта, начавшееся с ликования по поводу превосходства над “обычными людьми”, завершается полнотой самообожествления и восседанием на небесных престолах. Это и является реальной целью сотериологии махаяны, средствами осуществления которой служат все перечисленные этические и “дианоэтические” добродетели.
Символика иерархии ступеней продвижения адепта “пути бодхисаттвы” нашла отражение и в буддийском зодчестве. Так, знаменитый храм архитектурного комплекса Боробудур (Центральная Ява), датируемый 8—9 вв., состоит из основания (символизирующее мир), над которым надстроены шесть квадратных платформ (первые уровни-совершенства), а над ними три круглых (высшие уровни-совершенства), завершающиеся ступой (последняя ступень “небесного бодхисатгвы”). Последовательность ярусов совершенства должна внушать каждому адепту мысль, что он тоже может, начав с щедрости, мало-помалу стать еще одним, новым божеством, способным “дождить” свои милости на землю, если только будет правильно работать с хорошими “учебными пособиями”. Поэтому с т. зр. религиоведческой компаративистики, буддийская “линейная” иерархия ступеней совершенства составляет прямую инверсию христианского пути восхождения (изложенному также в иерархической последовательности добродетелей, напр., в “Лествице” Иоанна Синайского), где считается, что реальные достижения обратно пропорциональны “ступенькам” самооценки, а эйфорические высоты последней прямо пропорциональны степени человеческого падения.
Лит.: DayatB. The Bodhisattva Doctrine in Buddhist Literature. L., 1932; Ольденбург С. Ф. Буддийский сборник “Гирлянда джатак” и заметки о джатаках.—“Записки восточного отделения императорского русского археологического общества”, 1893, т. 7; ИгнатоW4 А. И. “Десять ступеней бодхисатгвы” (на материале сутры “Цзиньгуанмин цзуйшэ ванцзин”).—В кн.: Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |