Философская энциклопедия - чжэн мин
Чжэн мин
ЧЖЭН МИН (кит. — выправление имен, исправление имен) — принятая в китайской философии формулировка социально-гносеологической проблемы соответствия реального номинальному. Впервые предложена применительно гл. о. к политико-административному управлению и упорядочению общества. Конфуций под идеей чжэн мин подразумевал необходимость соответствия действительного положения и поведения индивидуума его этико-ритуальному статусу: “Правитель [должен быть] правителем, сановник — сановником, отец— отцом, сын— сыном”; “Когда имена неправильны, суждения несоответственны: когда суждения несоответственны, дела не исполняются” (“Лунь юй”, XII, II). Эти высказывания выражают реакцию Конфуция на изменение социально-экономической и политической ситуации: с одной стороны, содержание социальных ролей менялось при сохранении прежних наименований (в частности, теряла влияние наследственная знать), с другой — эти наименования (титулы и звания) присваивались теми, кто не мог претендовать на них с точки зрения традиционных этико-ритуальных норм.
Представитель школы мин цзя Гунсунь Лун интерпретировал проблему чжэн мин в логико-семантическом русле, как проблему соотношения “имен/понятий” (мин) и “реалий” (ши): самостоятельность “имени” и в то же время связь каждого имени с единичной конкретной “реалией” обусловливает неизбежное изменение как “имени” при изменении “реалии”, так и “реалии” в связи с переменой “имени”. В “эклектическом” (цза цзя; традиционно считается легистским) трактате “Гуань-цзы” (гл. “Синь шу шан” — “Искусство сердца”, ч. 1) чжэн мин подразумевает служебную роль “[телесной] формы” по отношению к “имени”: первая — основание для присвоения второго, причем под понятие “[телесная] форма” подпадают поступки и общественное положение подданных, а “имя” означает прежде всего наименование их статуса и его регламентацию. Эти идеи развиты в легистском трактате “Хинь Фэй-цзы”, где в заслугу “совершенномудрым” ставится “предопределяющая” роль “имен” (в том числе званий, титулов и т. п.) по отношению к вещам и делам, а чжэн мин отождествляется с правлением на основе закона (фа).
Особое значение проблеме чжэн мин придавалось в конфуцианстве, где она закрепилась в трактовке Сюнь-цзы, в трактате которого “Сюнь-изы” представлены начальные формы синтеза конфуцианских и легистских доктрин. В главе “Чжэн мин” автор настаивает на применении единых “имен”, которые определяли бы нормы социально-политической жизни. Пригодность этих “имен” для адекватного выражения “реалий” зависит не только от самой “реалии”, но и от “договоренности” людей между собой относительно применения “имени”. В то же время решающая роль в создании “имен”, согласно “Сюнь-цзы”, принадлежит упорядочивающей инициативе правителя.
А. Г. Юркевич
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |