Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - дюпреэль

 

Дюпреэль

дюпреэль ДЮПРЕЭЛЬ

ДЮПРЕЭЛЬ

(Dupréel), Эжен (р. 8 февр. 1879) – бельг. бурж. социолог и философ. Заслуженный проф. Брюссельского ун-та. Филос. воззрения Д. эклектичны. Следуя релятивистскому учению франц. философа Р. Бертело, он утверждал, что объекты характеризуются не своей природой, а отношениями друг с другом; социальные явления он определял как всевозможные отношения, вытекающие из сосуществования индивидов. Значительно влияние на Д. платонизма и неогегельянства. Д. исходит из признания дуализма порядка (постоянства, статичности) и действия (вероятности, динамичности), утверждая, что разум не может схватить динамики бытия, а лишь делит процесс движения на бесконечное число статичных "порядков" и охватывает лишь результат действия. Д. подвергает критике принцип необходимости, противопоставляя ему вероятность, основанную на актах сознат. действия. Гл. филос. дисциплиной, опирающейся на изучение этих актов, Д. считает аксиологию. Философия, по Д., есть "размышление о ценностях всякого рода, проведенное с точки зрения... ценности истины" ("Sociologie generale", P., 1948, p. 390). Критикуя попытки установить иерархию ценностей, он тем не менее делит многообразие ценностей на относительные (субъективные) и абсолютные идеальные сущности (добро – основа морали, прекрасное – основа эстетики и высшая ценность – истина), независимые от их познания и. осуществления ("Esquisse d'une philosophie des valeurs", P., 1939). Стержнем социологии Д. является учение о социальных отношениях, к-рые делятся им на позитивные (ведущие к сотрудничеству индивидов), негативные (ведущие к борьбе и антагонизмам) и дополнительные (влияющие на отношения двух индивидов с третьими лицами). Через социальное отношение Д. определяет социальную группу, к-рую он противопоставляет марксистскому понятию класса. В согласии с Тардом, основу социальных явлений он видит, в конечном счете, в психологии (воле) индивидов.

Эволюция цивилизации, по Д., совершается под влиянием роста народонаселения и развития техники. Мысль о непрерывном прогрессе он считает иллюзией и утверждает о существовании "потолка цивилизации", связанного с развитием техники, рост к-рой, по его мнению, стал угрожающим. В последнее время Д. выдвинул идею создания некоей всеобъемлющей науки – прагматологии, исследующей развитие жизни от низших форм до человеч. общества ("La pragmatologie", 1955).

Соч.: Essai sur les catégories, Brux., 1906; Le rapport social, P., 1912; La légende socratique et les sources de Platon, Brux., 1922; Deux essais sur le progrès, Brux., 1928; Traité de morale, t. 1–2, Brux., 1932; Le pluralisme sociologique, Brux., [1946]; Les sophistes: Protagoras, Gorgias, Prodicus, Hippias, Nchât., 1948; Essais pluralistes, в сб.: Travaux de la Faculté de philosophie et lettres de l'Univ. libre de Brux., [t.] 14 23, Brux., [1949–50].

Лит.: Goriely G., Sur la "Sociologie générale" de Eugène Dupréel, "Rev. internat, philos", 1949, No 8, p. 227–31; Barzin M., L'oeuvre d'Eugène Dupréel, "Rev. de l'Université de Brux", 1950, No 5, p. 379–90

В. Кузнецов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины