Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - эгалитаризм

 

Эгалитаризм

эгалитаризм ЭГАЛИТАРИЗМ

ЭГАЛИТАРИЗМ

(франц. égalitarisme, от égalité – равенство) – мелкобуржуазная утопия, в к-рой проповедуется всеобщая уравнительность как принцип организации обществ. жизни. В первонач. формах Э. связан с требованием уравнит. передела земли: "вся земельная собственность граждан... должна быть равною" (Фалей, – цит. по кн.: Аристотель. Политика, II, 4, 1). В эпоху раннего капитализма обозначились два осн. течения Э. Первое выступает за уравнение имуществ индивидуальных производителей при сохранении частной собственности. Идеал равенства на основе частного владения, обоснованный Ж. Руссо, пыталась проводить в жизнь якобинская диктатура. Переходную меру к равному разделу всех имуществ нек-рые эгалитаристы усматривали в их обобществлении. Госселен полагал, что верховное право на землю должно принадлежать гос-ву, Спенс – общине. Второе течение Э. связано с первыми коммунистич. утопиями. Оно проповедует уравнит. распределение труда и продуктов на базе общности имуществ (напр., бабувисты – см. Бабёф). Проповедь ранней революц. коммунистич. лит-рой всеобщего аскетизма и грубой уравнительности Маркс и Энгельс расценивали как реакц. элемент в ее содержании (см. Соч., 2 изд., т. 4, с. 455). Реакц. черты Э. получили особенно рельефное выражение в т.н. "казарменном коммунизме", напр. у франц. феодального социалиста Гойона де ла Пломбани. Эта концепция исходит из того, будто с переходом средств произ-ва в обществ. достояние люди утрачивают побудит, мотивы к труду, относясь к нему как к принудит. повинности, "телесному рабству". Отсюда выводится "необходимость" распределять бремя труда поровну между всеми (обязат. тяжелый физич. труд, с.-х. повинность и т.п.). Соответственно, из потребит. фонда каждый может получать лишь равную долю продуктов. Для поддержания такого порядка предполагается "оказармление" труда, создание трудовых армий, военизация хозяйств. политики, бюрократии, организация управления, мелочная регламентация труда и быта человека. Эта концепция чужда научному пониманию проблемы равенства. Она пытается нивелировать способности и потребности людей, уничтожая все то, чем не может обладать каждый. В условиях, когда пролетариат еще не сформировался как класс, выдвижение против эксплуататорских классов принципа Э., как отмечал Ф. Энгельс, "...является необходимой переходной ступенью..." от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской (см. тамже, т. 7, с. 377–78). В совр. эпоху этот реакц. мелкобурж. принцип противостоит революц. идеалам рабочего класса.

Е. Панфилов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины