Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - фергюсон

 

Фергюсон

фергюсон ФЕРГЮСОН

ФЕ́РГЮСОН

(Ferguson), Адам (20 июня 1723 – 22 февр. 1816) – шотл. философ, историк и политич. мыслитель. В 1754 отказался от сана пресвитерианского священника. Проф. моральной философии Эдинбургского ун-та (1759–85). Воспитанник и один из лит. наследников Юма; учитель и соратник Смита. Подвергнув критике договорную теорию гос-ва Гоббса и Руссо, Ф. утверждал, что человек изначально, от природы – социальное существо. "Человечество следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека – лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не из отдельных людей" ("An essay on the history of civil society", Edin., 1767, p. 6; рус. пер. – "Опыт истории гражданского об-ва", ч. 1–3, СПБ, 1817–18). В этом соч. Ф. делал попытку исторического эволюц. подхода к жизни общества. В противоположность провинденциализму Ф. утверждал, что сами люди творят свою историю: "Человек... заключает в себе самом принцип прогресса..." (там же, р. 12). Вместе с тем, следуя Монтескьё, Ф. придавал решающее значение в формировании особенностей разных народов климату, географическим условиям л величине государства. Гольбах высоко оценил эту работу Ф.

Характеризуя современное ему общество, Ф. осуждал свойственное мануфактурному произ-ву разделение труда, приводящее к раздроблению человека (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 374). Осуждая имуществ. неравенство, Ф. считал мерой человеческого достоинства его труд) его участие в произ-ве средств существования. Ф. подверг резкой критике деспотич. форму гос. управления (не отождествляя, однако, монархии с деспотизмом). Маркс приводит в "Капитале" восклицание Ф.: "Мы – нация илотов, и между нами нет свободных людей" (см. тамже, с. 366).

В своем этич. учении, созвучном взглядам Юма (его принципу благожелательности – benevolence) и Смита, Ф. отвергал этич. концепцию Мандевиля, требовал сочетания самосохранения (самолюбия) с человеколюбием и признавал осн. задачей человека его духовное совершенствование и выполнение им своих обществ. обязанностей. "Личность – не более как часть целого" ("An essay on the history of civil society", L., 1766, p. 57). Руководящий моральный принцип – "распространять счастье" (см. тамже, р. 56).

Соч.: The history of the progress and termination of the Roman Republic, v. 1–3, L., 1783; Principles of moral and political science, v. 1–2, Edin., 1792; в рус. пер. – Наставления нравств. философии, СПБ, 1804; Начальные основания нравств. философии, М., 1804.

Лит.: Потанин Μ., Α. Φ. и его учение об обществе, "ПЗМ", 1941, No 2; Кanеkо U., Moralphilosophie A. Fergusons..., Lpz., [1903]; Huth H., Soziale und individualistische Auffassung im 18. Jahrhundert, Lpz., 1907; Lеhmann W. С., Α. Ferguson and the beginnings of modern sociology, N. Y., 1930; Kettler D., The social and political thought of A. Ferguson, Columbus, 1965.

Б. Быховский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины