Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - филолай

 

Филолай

филолай ФИЛОЛАЙ

ФИЛОЛАЙ

из Кротона (р. ок. 470 до н. э.), крупнейший представитель древнего пифагореизма. После разгрома Пифагорейского союза (454, поМина-ру) жил и учил в Фивах, а также в Таренте, где его учеником и преемником в качестве главы пифагорейской школы был Архит Тарентский. Имеются свидетельства о том, что Ф. дожил до 1-го путешествия Платона в Сицилию и Италию (388 дон. э.) и встречался с ним. Согласно надёжной традиции, Ф.— первый представитель пифагорейской школы, опубликовавший её учение. Фрагменты трактата Ф. «О природе», признаваемые в наст. время частично аутентичными,— единств. прямой источник изучения древнего пифагореизма (в той фазе его развития, на которой он находился во 2-й пол. 5 в. до н. э.). Ф. конструирует «весь космос и всё, что в нём» из «беспредельных и пределополагающих» элементов (в доксографии — «предел и беспредельное»). Синтез этих двух начал в упорядоченный космос возможен только благодаря Н-му принципу — «гармонии», которая понимается как числовая пропорция (термин взят из теории музыки и одновременно означает октаву). Различные уровни бытия («природы») — нространственно-геометрич., физич., биологич., психич. и ментальный — последовательно переводятся в арифметич. план и выражаются в числах, которые одновременно оказываются и их бытийной сущностью, и логич. определением (ср. свидетельство Аристотеля о том, что пифагорейцы первыми стали давать определения): трёхмерная величина выражается в числе 4 (точка, линия, плоскость, тело), качество и цвет — 5, одушевлённость — 6, интеллект, здоровье и трудноидентифицируемый феномен сознания, который Ф. называл «свет», — 7, любовь, дружба и целесообразность мышления — 8. Особое место в онтологич. аритмологии Ф. занимала десятерица (декада), выражавшая предельную полноту и совершенство числового ряда и тем самым оказывавшаяся универс. формулой всего бытия.

Фрагменты Ф. содержат первую в истории греч. философии отчётливо формулированную гносеологич. теорию: «всё, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего нельзя ни помыслить, ни познать». В космологии Ф.— творец первой негеоцентрич. системы: в центре Вселенной находится первозданное огненное тело (ми-фич. имена — Гестия, Крепость Зевса, Мать богов), вокруг него вращаются Земля, Луна, Солнце, пять планет и сфера неподвижных звёзд. Чтобы число космич. тел было совершенным (10) и воплощало полноту бытия, между «центр. огнём» и Землёй постулировалась невидимая Антиземля. Изложение в трактате «О природе» начиналось с общих принципов бытия, переходило к космологии и теории элементов и завершалось физиологией и медициной (таков в целом порядок в «Тимее» Платона и в естеств.-науч. комплексе трактатов Аристотеля).

Фрагменты: DK I, 398—419; Pitagorici. Testimonia-nze e frammenti, a cura di M. Timpanaro Cardini, fasc. II, Firenze, 1962.

Burkert W., Weisheit und Wissenschaft, Nurnberg, 1962 [англ. пер.— Lore and science in ancient Pythagoreanism, Camb. (Mass.), 1972].

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины