Философская энциклопедия - гёльдерлин
Гёльдерлин
ГЁЛЬДЕРЛИН
(Hölderlin), Иоганн Христиан Фридрих (20 марта 1770 – 7 июня 1843) – нем. поэт и философ-идеалист. Получил богословское образование, рано начал писать стихи и увлекаться классич. древностью. Изучал Платона, Спинозу, Руссо, Канта. В Тюбингенской семинарии (1788–93) сблизился с Гегелем и Шеллингом, вместе с ними сажал "дерево свободы" в честь франц. бурж. революции. Написал "Гимны к идеалам человечества", в к-рых воспевал скорое освобождение народов.
Мировоззрение и творчество Г. противоречиво. Обращаясь к антич. демократии, Г. утверждал, что личное благо неотделимо от общего, а красота от обществ. свободы. Но его понимание античности несравненно шире абстрактного гражданств. идеала просветителей; его Эллада – царство не только внешней, но и внутр. гармонии: здесь расцветает личность, люди живут в союзе с силами природы и друг с другом. Г. – автор лирического романа "Гиперион" (1797–99), в к-ром изображены нравств. искания юноши – участника борьбы за независимость Греции, и неоконч. драмы "Эмпедокл" (1799–1800), возрождающей некоторые принципы софокловской трагедии.
В философии Г. за очень короткий срок прошел сложный путь развития. Вначале он – ортодоксальный кантианец ("О понятии кары", 1794). Затем Г. увлекается Фихте, лекции к-рого он слушал в Иене. Критика Фихте стала исходным пунктом собств. филос. концепции Г. Он отмечал, что абсолютное "Я" Фихте не может иметь никакого объекта, но сознание без объекта является немыслимым (письмо к Гегелю, янв. 1795). Г. пришел к выводу, что совпадение субъекта и объекта вообще не может быть достигнуто в теоретич. познании, т.к. подобное познание предполагает бесконечный прогресс и вечное приближение к "беспредельному идеалу". Это совпадение "возможно... эстетически, в интеллектуальном созерцании" ("Гермократ и Кефал", 1795, письмо к Шиллеру, сент. 1795). Опираясь на идеи Спинозы, Г. пришел к особому виду пантеизма, к культу "живого божества", заложенного в природе и человеке. Эти взгляды Г. изложил Шеллингу (беседа с Г. сыграла важную роль в отходе Шеллинга от фихтеанства). Дальнейшее развитие этих взглядов дано в филос. отступлениях "Гипериона". По мнению Г., подлинная философия, как и подлинное иск-во, религия и политич. свобода, существовали лишь у греков, ибо эллины были "детьми природы" и жили в гармонии с ней. Суть разума – та же, что и суть красоты, выраженная в изречении Гераклита: "единое, различное в себе". Однако красота предшествовала разуму и должна прежде всего руководить им, т.к. "из чистого разума не произойдет ничего разумного". Поэтому "начало и конец науки" – поэзия. В последних фрагментах ("Обоснование „Эмпедокла“", "О религии", "Коммунизм душ", 1799–1800) Г. пытался показать противоречия как движущую силу развития человечества. Г. мечтал о гармонии людей, но видел ее залог в религии. Сближение Г. с романтизмом сказалось и в том, что он признавал возможность примирения своей новой религии с христианством.
Заметки Г., относящиеся к лит-ре и эстетике, отрывочны и не представляют собой целостной системы взглядов. Однако в них содержится ряд общих суждений (о поэмах Гомера, о природе поэтич. жанров), предвосхитивших в нек-ром отношении эстетику Гегеля. Как и Гегель, Г. проводил разграничение жанров по содержательному, а не по формальному признаку. Так, эпос – развернутое и пластичное изображение жизни, "он дает картину характеров". В лирике поэт непосредственно выражает свои чувства, и лишь в трагедии он может воплотить "всю целостность своего восприятия". Трагедия яснее всего раскрывает общие законы бытия; это – "самая строгая из поэтических форм", отвергающая все случайное. Поэтому Г. называл ее "метафорой интеллектуального созерцания". Все эти наброски, как и большинство работ Г., не были напечатаны при его жизни.
Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1–6, Münch.–Lpz., 1913–23; Sämtliche Werke und Briefe, Bd 1–5, Lpz., 1914–26; в рус. пер. – Смерть Эмпедокла, M.–Л., 1931.
Лит.: Луначарский А. В., Предисловие, в кн.: Гельдерлин Ф., Смерть Эмпедокла, М.–Л., 1931; Виндельбанд В., Прелюдии, пер. с нем., СПБ, 1904; Брандес Г., Собр. соч., т. 5, 2 изд., СПБ, 1907; Протасова К. С., "Смерть Эмпедокла" Ф. Гельдерлина, "Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та. Кафедра зарубежных литератур", 1956, т. 7, вып. 2; Рейман П., Основные течения в немецкой литературе 1750–1848, пер. с нем., M., 1959;Cassirer Ε., Idee und Gestalt, B., 1921; Seebass Fr., Hölderlin-Bibliographie, Münch., 1922, Dilthey W., Das Erlebnis und die Dichtung, 9 Aufl., Lpz, 1924; Bohm W., Hölderlin, Bd 1–2, Halle, 1928–30, Hoffmeister J., Hölderlin und die Philosophie, 2 Aufl., Lpz., 1944, Kohler M. und Kelletat A., Hölderlin-Bibliographie. 1938–50, Stuttg., 1953; Kerényi Κ., Geistiger Weg Europas, Z., [1955].
Г. Ратгауз. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 842 | |
6 | 769 | |
7 | 738 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |