Философская энциклопедия - гильом из конша
Гильом из конша
ГИЛЬО́М из Конша
(Гильом де Конш; Guillaume de Conches), или Вильгельм Конхезий (Guilelmus Conchesius) (р. в 80-х гг. 11 в. – ум. ок. 1154), – франц. философ, отразивший материалистич. тенденцию в ранней схоластике. Род. в Конш (Нормандия), учился в Шартре и в Париже, где позднее руководил основанной им школой. В соч. "Философия мира" ("Philosophia mundi") и диалоге "Драгматикон философии" ("Dragmaticon philosophiae", другое название: "Dialogus de substantiis physicis" – "Диалог о физических субстанциях") Г. подвергал критике ортодоксальную религ.-католич. философию. Понимая первичные элементы мироздания как мельчайшие невоспринимаемые частицы, Г. возродил в средние века отд. мотивы антич. атомистики. Иоанн Солсберийский (Ioannis Saresberiensis Metalogicus, см. Migne, PL, t. 199, col. 832–33; 853–56) утверждал, что Г. объявлял себя последователем Демокрита и Эпикура, а Готье из Сен-Виктора – что Г. заменял религ. учение о сотворении мира учением Демокрита об атомах (Gualteri de S. Victore Libri contra IV labyrinthos, Migne, PL, t. 199, col. 1170–72). В "Драгматиконе" признавал правильным утверждение эпикурейцев, что мир состоит из атомов, хотя здесь же утверждал, что вечность и несотворенность атомов – басня. Г. считал, что общее количество материи во Вселенной остается неизменным, и проводил идею детерминированности материальных процессов. Не довольствуясь простыми ссылками на авторитет писания и божье всемогущество, Г.
требовал при решении естеств.-науч. вопросов аргументации, основанной на логич. доводах. За свои филос. идеи, а также и нек-рые теологич. "еретич." мнения Г. подвергался ожесточенным нападкам со стороны Бернара Клервоского, требовавшего публичного осуждения Г. (см. В. Hauréau, Singularités historiques et littéraires, P., 1861, p. 260), Готье из Сен-Виктора (в указ.
выше соч.), Гильома из Сент-Тьерри, обвинявшего Г. в ереси и в том, что он следует Абеляру (см. Guillelmi abbatis Epistola ad Bernardum de erroribus Guillelmi de Conchis, Migne, PL, t. 180, col. 333–40). Под влиянием этой травли Г. к концу жизни вынужден был отказаться от своих взглядов. Произведения Г. послужили прототипом и отчасти источником для позднейших средневековых популярных энциклопедий (напр., "Луцидариус" – "Lucidarius", переведенный в России в 16 в.), стремившихся дать ответ на всевозможные вопросы, касающиеся бога, человека и природы.
Лит.: Сидорова H. A., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953, с. 241–43; Flatten H., Die Philosophie des Wilhelm von Conches, Koblenz, 1929 (Diss.); Grabmann M., Handschriftliche Forschungen und Mitteilungen zum Schriftum des Wilhelm von Conches, "Sitzungsber.
Bayerischen Akad. Wiss., Philosophisch-historische Abteilung", 1935, H. 10; Gregory T., Animo mundi. La filosofia di Guglielmo di Conches e la scuola di Chartres, Firenze, [1955]; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Указатель имен).В. Зубов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 707 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 615 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |