Философская энциклопедия - грот николай яковлевич
Грот николай яковлевич
ГРОТ Николай Яковлевич (род. 16 апр. 1852, С.-Петербург – ум. 23 мая 1899)
рус. философ, профессор (с 1886), председатель Московского психологического общества (с 1888). В каждом философском течении стремился выделить содержащееся в нем зерно истины, в философских построениях найти середину между крайностями и гармонически примирить противоположные тенденции различных школ. Первоначальное философское мировоззрение Грота сложилось под влиянием позитивизма Конта, эволюционной философии Спенсера, философии действительности Дюринга и отчасти критического идеализма А. Ланге. Все существующее разделялось им на действительность (природу и сознание, внешний и внутренний опыт) и на мечты, т.е. те понятия и идеалы, при помощи которых человечество пытается разрешить лежащие за пределами опыта проблемы. Действительность познается разумом, наукой, на основе объективных восприятий; о действительности дают сведения специальные науки, и философии здесь нет места. Поэтому метафизике остается лишь мечта, опирающаяся на субъективное чувство и понятная лишь для этого чувства. Под влиянием этих взглядов он написал два своих осн. соч. – «Психология чувствований в ее истории и главных основах» (1879-1880) и «К вопросу о реформе логики» (1882). В первой работе содержится подробная история развития теорий о чувствах (где указаны также рус. соч. по психологии чувств) и изложение взглядов автора на их сущность. Теоретическая часть посвящена анализу и синтезу чувствований, причем в основу положены воззрения Спенсера. Грот различает четыре осн. типа чувств: положительные и отрицательные, удовольствие и страдание.
Во втором соч. им сделана попытка свести логические законы к психологическим явлениям (ассоциациям). В основе развития мышления, согласно Гроту, лежат процессы первичные, или бессознательные, из них развиваются процессы вторичные, или сознательные, и, наконец, произвольные мыслительные. Позднее в воззрениях Грота происходит коренной переворот: из детерминиста он превращается в защитника свободы воли, из врага метафизики – в правоверного ее приверженца, из видевшего в чувстве лишь источник субъективных иллюзий – в исповедника чувства как средства постижения истины.
Осн. произв. (кроме упомянутых): «Отношение философии к науке и искусству», 1883; «Значение чувства в познании и деятельности человека», 1889; «Критика свободы воли в связи с понятием причинности», 1889; «Общие основания психологии», 1890-1891; «Основные моменты в развитии новой философии», 1894; «Очерк философии Платона», 1897.
Философский энциклопедический словарь.
2010. .Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |