Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - гун

 

Гун

гун ГУН

ГУН (кит., буквально—обобщение, а также совмещение, обобществление, генерализация)—термин китайской философии и логики; этимологически восходит к изображению сведенных вместе рук. Гун означает обобщение не посредством абстрагирования идеальных свойств разных объектов некоего множества, а за счет выделения одного объекта или имени этого объекта (“общего имени” — гун мин) в качестве репрезентанта всего множества однородных (тун лэй) объектов: так Полярная звезда объединяет (гун) остальные звезды (“Лунь юй”), а ступица—спицы в колесе (“Дао дэ цзин”). Репрезентант, которому приписываются свойства всех других элементов множества, обозначается иероглифом гун [2] — частичным синонимом и омонимом гун, совмещающим значения “общественный, публичный, альтруистический” и “правительственный, высший, главный”. Термин “гун [2]” играл важную роль в утопических концепциях: “колодезных полей” (цзин тянь — обозначал общее поле, расположенное в центре системы девяти полей и предназначенное для налоговых отчислений в казну), “Великого единения” {Да тун — трактовался как подобное телесному здоровью состояние органичной гармонии, достигаемой Поднебесной в централизованной социальной иерархии). В *Чжуан-цзы” вселенская функция гун [2], раскрываемая в понятиях “центра/предела” (цзи) и “предельно большого” числа 10000 (тьмы), приписывается дао.

Логико-гносеологическое истолкование гун как объединения множества объектов единым именем, противопоставленного их различению (бе) посредством разных имен, содержит “Сюнь-цзы”, где максимально обобщающее “большое объединяющее имя” (да гун мин, соответствует “большому имение—да мин — в “Мо-цзы”) — “вещь” (у) не является ни универсалией в европейском смысле, т. к. не распространяется на Небо, Землю и дао, ни абстрагированием “вещности”. В современном китайском языке иероглиф гун используется, в частности, для передачи понятий “коммунизм” (гунчаньчжуи), “республика” (гунхэго).

Лит.: Кобзе“ А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994, с. 178—209.

А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины