Философская энциклопедия - гунсунь лун
Гунсунь лун
ГУНСУНЬ ЛУН
(р. ок. 325 – ум. ок. 250 до н.э.) – древнекитайский философ-софист. В "Книге истории Ханьской династии" ("Хань шу") в разделе "Литература" ("И вэнь чжи") указано, что он написал книгу в 14 главах, из к-рых до наст. времени дошло только 6 под общим названием "Гунсунь Лун-цзы".
В главе "Баймалунь" ("О белой лошади") Г. Л. доказывал, что понятия ("идеи") не связаны с чувств. вещами; они независимы и существуют отдельно, "сами по себе", как "скрытое" бытие. Чувств. вещи не связаны с "идеями" и являются формами, материалом чистого бытия. Соединение идеи и чувств. вещи есть "вещь-идея", обнаруживающая себя в явлении. Такая идея не есть ни вещь, ни свойство вещи. Так, напр., "белизна" белой лошади есть "вещь-идея", но "белизна" еще до соединения с телом лошади существовала отдельно. "Лошадь" как форма "белой лошади" также есть "вещь-идея", но до соединения с белым цветом тоже существовала отдельно. На этом основании Г. Л. выдвигал положение о том, что "белая лошадь не есть лошадь". В главе "Цзянь бай лунь" ("О твердости и белизне") на основе такого же анализа Г. Л. доказывал отдельное от камня существование твердости и белизны. Г. Л. настаивал на абс. обособленности ощущений, считал, что чувств. восприятия (слух, зрение, осязание и т. д.) могут иметь только изолированное существование. Согласно Г. Л., глазами нельзя нащупать твердость, можно только увидеть белизну; рукой нельзя нащупать белизну, можно нащупать только твердость. Поэтому в первом случае нет твердости, а во втором – белизны. Таким образом, осязание и зрение существуют отдельно, не проникая друг в друга и не взаимодействуя.
В логике Г. Л. исправлял концепцию школы Хуэй Ши, к-рая утверждала единство и тождество и отрицала "отдельность и различие", критиковал релятивизм Чжуан-цзы в понимании истинного и ложного. В противоположность их взглядам в главе "Тун бянь лунь" ("Объяснение о переменах") Г. Л. выдвинул положение о том, что следует "правильным" исправлять "неправильное" и посредством "неправильного" всесторонне исследовать "правильность". Однако абсолютизируя "отдельность и различие", Г. Л. все же не смог понять диалектич. единства особенного и общего и в конце концов пришел к выводу об абсолютном обособлении понятий и вещей. В софизмах Г. Л. обнаруживается противоречивость движения, бесконечность времени и пространства. Так, он утверждал, что "летящая стрела не находится ни в движении, ни в покое", "если каждый день отнимать половину от палки длиною в одно чи, [то этот процесс] нельзя закончить и через 10 тысяч поколений" (Чжуан-цзы, раздел 33).
Софистика Г. Л., отрицавшая идею развития путем противоречий, отвечала интересам реакционных политич. сил Древнего Китая.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 65; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 192–220; Γо Мо-жо, Ши пипан шу ("Десять критических статей"), Пекин, 1956, с. 272–80; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (Общая история идеологий Китая), т. 1, Пекин, 1957, с. 440–71; Ян Юн-го, История древне-китайской идеологии, [пер. с кит.], М., 1957, с. 311–373.
Ван Дянь-цзи. Китай.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |