Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - хэ

 

Хэ

хэ ХЭ

ХЭ (кит., гармония, а также гармоничность, согласование, мягкость, довольство, удовлетворение) — категория китайской философии, в общем смысле близкая западному понятию “гомеоапаз”. Идея “гармонии” как условия космои онтогенеза оформилась в памятниках 5—2 вв. до н. э. Согласно “Ли цэв”, хэ — “причина всех превращений вещей”. В качестве наиболее адекватного выражения “гармонии” обычно рассматривалась музыка. В *Го юе” “гармоничная музыка” уподоблена “Единому” — дао, а “гармония реальности” (хэ ши) объявлена тем, что “порождает вещи”. Там же впервые сформулировано противопоставление категорий хэ и тун (“единение”, “объединение”, “совместимость”, “тождественность”, см. Да тун). Они предстают соответственно выражениями динамической “уравновешенности” (пин) всех противоположностей, с одной стороны, и сведения разных элементов в некое статическое единство — с другой: “гармония” означает прекращение состояния, определяемого как “тун”. Дихотомия хэ — тун в “Лунь юе” спроецирована на социально-этическую сферу: “Благородные мужи (цзюнь цзы) в отличие от ничтожных людей пребывают в гармонии, но не объединены в группировки (тун)” (XIII, 23).

В ранних конфуцианских памятниках идее социально-этической и социопсихолопической “гармонии” отводилось важное место. В “Чжун юне” понятие “хэ” истолковано как “срединная мера проявления всех [эмоций]”, “не имеющий преград путь Поднебесной” (1,4). В “Чжоу ли” “гармоничность” в том же значении, что и в “Чжун юне”, включена в перечень основополагающих “шести добродетелей” наряду с “разумностью” (чжи), “гуманностью” (жэнь), “совершенной мудростью” (шэн), “долгом/справедливостью” (и) и “верностью” (чжун). Наиболее подробно категория хэ рассматривается в даосском памятнике “Хуайнань-и .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины