Философская энциклопедия - хуньдунь
Хуньдунь
ХУНЬДУНЬ (кит., хаос) — один из важных концептов китайского умозрения, особенно в его натурфилософском аспекте. В семантике слова многое указывает на изначальный (“водный”) хаос, предшествующий в раннекитайских мифологических нарративах появлению всякой пространственновременной определенности в виде сторон света, времен года и т. д. Упоминания об изначальном “хаотическом” состоянии мира и ассоциируемых с этим состоянием мифологических персонажах обычны в памятниках даосской ориентации (“ Чжуан-щзы”, 6; 12; 22; “Хушнаиь-цзы”, 3; “Ле-цзы”, 1). По описаниям различных источников, появление в изначально неориентированном “хаотическом” континууме “верха и низа” и поэтапное усложнение в ходе космогонического процесса пространственно-временных структур ведет к становлению (развертыванию) полноценного “космоса”, который в свою очередь обозначается термином “юйчжоу”, что значит буквально “четыре стороны света, зенит и надир” (юй) и “прошлое, настоящее, будущее” (чжоу). Рассмотрение оппозиционной пары “хуньдунь—юйчжоу” в даосском ключе порождает длинные метафорические цепочки, в которых сохраняются как парность оппозиций (мутный—чистый, глухой—звонкий, темныйясный и т. д.), так и безусловный приоритет членов этих пар, ассоциируемых с хуньдунь, а не с юйчжоу. Эти “ведущие” члены, символизирующие все непроявленное, неоформленное и даже неродившееся, служат метафорой дао как вещи, “вечно предшествующей” всякому порядку (“Дао дэ ”рвя”, 21; 25). Одновременно “хаотичность” выдвигается и в качестве важного свойства ума даосского мудреца, который сам характеризует его как “сердце-ум глупца”, отличающегося от обычных людей именно своей “тупостью” и “темнотой”, охраняющими его от “обработки” и “структурирования” при помощи ненавистного “образования-сюэ” (“Дао дэ цзин”, 20).
В натурфилософской интерпретации хуньдунь ассоциируется с инь (см. Инь ян) и, т. о., в конечном счете с дао, которое, будучи универсальным порождающим началом, представлено в даосских текстах длинным рядом метафор, связанных со стихией воды, пустотой, содержащей в потенции всю “тьму вещей”, и прямо со всепорождающим материнским лоном (“Дао дэ цзин”, 8; 66; 78; 4; 5; 11; 6; 52; 61). “Возвращение к изначальному”, т. е. к “хаосу”, понимается в этой перспективе как выход в “беспредельное”, за границы пространства и времени, и одновременно — как достижение состояния “нерожценности”, поскольку рождение — первый шаг к смерти. Поэтому даосский мудрец похож на ребенка, только что появившегося на свет (“Дао дэ цзин”, 55), и даже само имя Лао-цзы может быть интерпретировано как “Старый младенец”. При этом хуньдунь принципиально амбивалентен, т. к., теоретически предшествуя разделению некой первоначальной цельности (космической сферы или космического “яйца”, в котором он пребывает) на “небо и землю” (тянь ли, чтоможет быть интерпретировано как “мир”, или “ойкумена”) и в этом смысле будучи призванным ее сохранять, он в то же время является причиной такого разделения, т. е. образования источника нежелательной динамики мировых процессов в виде оппозиционной “космоэнергетической” пары инь ян. Только хуньдунь в нарративе приписывается способность обладать изначальной цельностью (нерасчлененностью), утрата которой ведет к более или менее отдаленной смерти-уничтожению, и только отождествление с ним может обеспечить индивиду сохранение или восстановление (как в случае даосских “макробиотических” искусств “вскармливания жизни”) искомой цельности, т. е. совершенного здоровья, обеспечить долголетие и даже телесное бессмертие (в “алхимических” практиках).
Несколько позже, в “Каталоге гор и морей” (Шань хай цзин), мифологический нарратив детализируется. Хуньдунь персоинфицируется, приобретая характерный для “народной религии” фантастический вид природного духа-шэнь, обитающего в “Небесных горах” (Тяныцань) под именем Божества Реки-Предка (Ди-цзян шэнь или Ди-хун шэнь), напоминающего обликом некий желтый куль, испускающий киноварный огонь, с шестью ногами и четырьмя крыльями, но без головы и органов восприятия (“Шань хай цзин”, 2.3). Хуньдунь близок по многим характеристикам (в частности, как “властитель центра” и “стихии” земли) и иногда прямо отождествляется с таким важнейшим мифологическим персонажем, как Хуан-ди (Желтый Предок), — одним из наиболее знаменитых культурных героев и патроном всех даосов-алхимиков.
Г. А. Ткаченко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |