Философская энциклопедия - икбал
Икбал
ИКБА́Л
Мухаммед (р. ок. 1873 – ум. 21 апр. 1938) – инд. мыслитель и поэт, крупный представитель му-сульм. течения в идеологии Индии нового времени. Окончил колледж в г. Лахоре (1899). С 1905 изучал философию в ун-тах Англии и Германии. С 1908 – проф. философии. Важнейшими произведениями И., содержащими филос. воззрения, являются филос. поэмы "Секреты Я" ("Асрар-и-Кхуди", 1915), "Секреты самоотречения" ("Рамуз-и-Бекхуди", 1917), "Книга вечности" ("Джавид-нама", 1932), а также ряд стихотворных сборников: "Колокольчик каравана" ("Банг-и Дара", 1924), "Послание Востока" ("Пайям-и-Машрик", 1923) и др. Теоретич. анализу религ.-филос. проблем мусульманства посвящена его кн. "Восстановление религиозной мысли Ислама" ("The reconstruction of religious thought in Islam").
Мировоззрение И. сложилось под влиянием нац.-освободит. борьбы народов Индии против англ. колонизаторов. На его филос. воззрения значит. влияние оказали зап.-европ. системы философии (в частности, бергсонианство). В центре филос. системы И. – учение о личности. Все существующее он рассматривал как совокупность отд. самодетерминированных "ego" ("Я"). Природа "ego" такова, что, несмотря на его способность взаимодействовать с другими "ego", оно замкнуто в самом себе и обладает только ему присущей индивидуальностью (указ. соч., Lahore, [1954], р. 72). Высшим проявлением индивидуальности являются, по И., человек и бог. Личность обнаруживает свое бытие в том, что она постоянно проявляет свои желания, вечно бурлит в огне страстей. Желания и страсти вызываются еще более высоким чувством – любовью, возведенной И. в ранг осн. этич. категории. Вся полнота личности проявляется в сфере активной практич. деятельности. "Высшая деятельность есть не духовная деятельность, а деятельность практическая... Мир не является чем-то предназначенным лишь для созерцания и умозрительного познания, а представляет собой такую реальность, которая должна быть созидаема и преобразована в процессе непрерывной активности" (там же, р. 198).
Личность может проявить себя только в обществе. Лияность, посвятившая себя служению обществу, как бы приобретает благодаря этому бессмертие общества. "Отдельный индивид не знает цели идеалов и не находит применения своим способностям... Когда же он отождествляет себя с обществом, он подобен капле в океане, становящейся океаном" ("Асрар-о-Рамуз", Лахор, 1948, с. 98, 99).
И. выступал против всех форм угнетения человека, беспощадно критиковал антигуманистич. природу бурж. общества. Антикапиталистич. настроения И. определили его сочувств. отношение к идеям социализма. И. одним из первых в Индии приветствовал Октябрьскую революцию в России (поэма "Хизр-и-Рах"). Однако мировоззрение И. не было свободно от бурж. ограниченности. И. считал, что материализм заботится лишь об удовлетворении материальных потребностей людей и игнорирует их высшие, духовные устремления (см. "The reconstruction of religious thought in Islam", p. 188). Исходя из этого, И. объявлял религию наиболее всеобъемлющей формой мировоззрения, а интуицию – высшей формой познания. Интуиция дает, по И., непосредств. знание конечной реальности, к-рая состоит из нерасчлененного единства субъекта и объекта и к-рую И. называет абс. "ego", богом, имманентным природе (см. тамже, с. 59, 61, 107). Философия И., несмотря на всю ее ограниченность, оказала большое прогрессивное влияние на развитие филос. мысли Индии в ее борьбе против ортодоксальных религ.-мистич. учений, проповедовавших пассивное, созерцат. отношение человека к жизни. Гуманизм и демократизм философии и поэзии И. оказал влияние на развитие прогрессивной инд. лит-ры. В Лахоре (Пакистан) с 1953 существует "Общество Икбала" ("Базм-е-Икбал").
Лит.: Неру Д., Открытие Индии, пер. с англ., М., 1955, с. 376–79; Аникеев Н. П., Проблема личности в философии Икбала, "Вопр. философии", 1958, No 6, с. 65–76; его же, Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммед Икбал, М., 1959; Хаким Χ. Α., Фикр-е-Икбал (Взгляды Икбала), Лахор, 1957; Anand M. R., The golden breath, L., [1933]; Vahid S. Α., Iqbal, his art and thought, [Lahore], 1944; Singh I., The ardent pilgrim. An introd. to the life and work of Mohammed Iqbal, Bombay [a. o.], [1951]. Iqbal as a thinker. [A collection of essays], Lahore, [1952].
H. Аникеев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |