Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - итальянская философия

 

Итальянская философия

итальянская философия ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – 1. Введение. В развитии схоластической философии принимали участие итал. ученые с мировым именем – это прежде всего Ансельм Кентерберийский, Бонавентура и Фома Аквинский. Собственно итал. философия начинается с Ренессанса – возрождения греч. философии, совершавшегося в итал. духе. 2. Ренессанс и гуманизм. За платоновскую философию выступил Плетон (ок. 1355-1450), потому что она ближе, чем аристотелевская, стояла к христ. способу мышления. К нему присоединились Марсилио Фичино , руководитель платоновской Академии во Флоренции, и Джованни Пико делла Мирандола , в то время как Пьетро Помпонацци защищал аристотелизм в духе александрийской школы (см. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). Ортодоксальность частично обнаруживает аристотелизм позднейшего Ренессанса, представленный Андреа Цезальпинусом (1519 – 1603) и Джакомо Забареллой (1532-1589). Ученый-естественник все более и более выступает против сложившегося философского типа: Джеронимо Kapдано создал динамическую философию универсальной смены форм; меньшее значение для философии имел известный деятель науки Бернардино Телезио . Франциск Патриций (1529-1597) пытался объединить критическое исследование природы со спекулятивной метафизикой света. Все эти мыслители были предвестниками подлинных духовных борцов, чьи ряды возглавил Леонардо да Винчи (1452 – 1519), который в своем философско-научном исследовании гениально объединил созерцание и мышление, в то время как Никколо Макиавелли развивал философию национальной истории. Джордано Бруно вновь открывает в видимой Вселенной невидимую бесконечность Бога, которая наполняет человека «героическими страстями». И уже окончательное преодоление средневековья в духе пытливой науки (естествознания) приходит вместе с Галилео Галилеем.

3. Контрреформация и Просвещение (сер. 17 -кон. 18 в.). Уже Патриций своими философскими работами способствовал Контрреформации, в еще большей мере это можно сказать о Томмазо Кампанелле, несмотря на его подчеркнутую враждебность к схоластике. Кардинал Беллармин (1542 – 1621) защищает родственное догмату о папской непогрешимости убеждение о власти папы. Основателем современного историзма стал Джамбаттиста Вико . Чезаре Беккариа-Бонезана создал социал-реформистскую философию морали и права. Философия англ, и франц. Просвещения была воспринята итал. мыслителями, но дальше они ее не развили.

4. Девятнадцатый век. Энтузиазм, родственный спекулятивному взлету в нем. идеализме и представленный в Северной Италии кантианцем Антонио Росмини и Винченцо Джоберти , для итал. философии оказался решающим. Для Джоберти, в своем мышлении поднявшегося до Гегеля и диалектического метода, не только бытие, но и само божественное бытие доступно познанию.» Философия, развиваемая в Южной Италии, к этому времени была охвачена первой волной гегельянства; главные его представители здесь – Бертрандо Спавента (1817-1883) и Франческо де Санктис (1817-1883). Паскуале Галлуппи (1770-1846) и Альфонсо Теста (1784-1860) были кантианцами. Наконец, в философии имел место и позитивизм, представленный Карло Каттанео (1801 – 1869) и Джузеппе Феррари (1812 – 1876), защищавшими линию Вико в гуманитарных науках. В сер. 19 в. возникло сильное неосхоластическое движение; его представители: Каэтано Сансеверино (1811 – 1865), Томмазо Циглиара (1833 – 1893) и Маттео Либераторе (1825 – 1892). Это движение получило существенную поддержку в энциклике папы Льва XIII «Aeterni Patris», вышедшей в 1879, и благодаря основанию в 1891 Академии Фомы в Ватикане. Наоборот, следующая волна гегельянства произвела слабое воздействие на итал. философию. Новейшее кантианство получило известное влияние только благодаря Карло Кантони (1840-1906); ему следовали Феличе Токко (1845-1911), историк философии Алесандро Чиапелли (1875 – 1931) и скептический критик Джузеппе Рейсы. На границе между идеализмом и позитивизмом стоял Бернардино Вариско (1850 – 1933). Представителями новейшего (естественно-научного позитивизма являлись Роберто Ардиго и Паскуале Виллари (1827 – 1917). Позитивистскую социологию представлял Антонио Лабриола .

5. Двадцатый век. Ведущий итал. философ этого столетия – Бенедетто Кроче , который сам себя называл идеалистом в духе Де Санктиса в эстетике, гербартианцем в морали и вообще в понимании ценностей, антигегельянцем и антиметафизиком в теории истории и понимании мира вообще, натуралистом или интеллектуалистом в теории познания. Наряду с ним следует упомянуть неогегельянца Джованни Джентиле , представителя «актуалистического» идеализма.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины