Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - кальпана

 

Кальпана

кальпана КАЛЬПАНА

КАЛЬПАНА (санскр. kalpana — создание, конструирование, воображение) — широкое по объему понятие буддийской философии, означающее фактически всю дискурсивную деятельность сознания, противопоставляемую чистому перцептивному ощущению-отражению объектов. В сарвастивадинской абхидхармистской “Джнянапрастхане” кальпана сололагается с мышлением как таковым (четана) и определяется как определение или “измерение” (VIII. 1). В школе Дигнаги восприятие характеризуется как отрицание кальпаны, как опыт, “лишенный конструирования”. Кальпана рассматривается в единстве синтеза и анализа. В первом случае она соответствует креативному воображению как деятельность сознания, конструирующего образы объектов и “проектирующего” их во внешний мир, во втором — “делению” содержания опыта по законам бинарных оппозиций (поэтому синонимом кальпаны выступает “викальпа”). Уже на начальной стадии познавательного процесса “неделимая” мгновенная реальность (свалакшана), фиксируемая восприятием, анализируется и вводится в сетку родо-видовых предикаций. По интерпретации Ф. И. Щербатского, интеллект может постигать объект, называемый горшком, через кальпану как протяженное или твердое тело, определенную субстанцию, являющуюся субстратом цвета, формы и т. п., в то время как реальным (“аффинирующим”) ядром этих конструкций будет невербализуемый точечно-активный момент, соответствующий конечной реальности, тогда как сферой кальпаны будет уровень лишь условной истины (самвритги-сатья). К этому же уровню относится и “корневое” деление опыта на субъект, объект и само познание. Кальпана как источник ложных дихотомий, начиная с субъекгно-объектного, признается и в мадхьямике (его оппозиция — “неконцептуальное знание” праджня-парамиты). Из буддизма концепция кальпаны заимствуется и адвайта-ведантой, где к ней относятся все дифференциации, связанные с “”именем и формой” (нама-рупа), адеятельность “конструирования” как таковая космологизируется в виде активности мировой Иллюзии {Майя).

В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины