Философская энциклопедия - кистяковский
Кистяковский
КИСТЯКО́ВСКИЙ
Богдан (Федор) Александрович (1868–1920) – рус. юрист и социолог-идеалист, кадет. Проф. Киевского ун-та (с 1917). Один из авторов сб. "Проблемы идеализма" (1902, ст. "Русская социологическая школа и категория возможности при решении социально-этических проблем") и "Вехи" (1909, ст. "В защиту права"), отразивших эволюцию рус. бурж. интеллигенции в сторону реакции (см. Веховство). По филос. взглядам К. принадлежал к неокантианству баденской школы. Эту разновидность идеализма он называл "научной философией" или "научно-философским идеализмом" и противопоставлял ее религ.-мистич. направлению рус. философии (Бердяев, Булгаков и др.).
Гл. работы К. посвящены методологич. вопросам социологии. Разрешение след. проблем должно, по мнению К., привести к созданию действит. науки об обществе:
1) как путем выделения наиболее простых признаков социальных явлений и комбинирования их образуются социально-науч. понятия;
2) применимо ли причинное объяснение к социальным явлениям;
3) каково значение норм в обществ. жизни и как они воздействуют на определенные социальные группировки. Согласно К., сфера познания делится на область действительного (где господствует естествознание с его принципом причинной необходимости, т.е. закона) и на область должного (где решающее значение имеют социальные науки); в последнем случае гл. роль играют не категории необходимости и причинности, а априорные нормы теоретич. мышления, практич. деятельности и художеств. творчества. Эти общеобязат. нормы и составляют основание для оценки и систематизации социальных фактов. Т.о., К. не вышел за пределы неокантианского дуалистич. противопоставления природы и общества; его попытка обосновать социологию как науку, дающую достоверные знания, явно несостоятельна. Выступая против историч. материализма, К. полагал, что классовая концепция несовместима с объективным учением об обществе. Он не мог также понять материалистич. монизма марксистской теории.
В правоведении К. примыкал к теориям бурж. нем. государствоведа Еллинека, придававшего большое значение формально-юридич. методу в науке о праве.
Соч.: Gesellschaft und Einzelwesen. Eine methodologische Untersuchung, В., 1889; на рус. яз.: Идея равенства с социологической точки зрения, "Мир божий", 1900, No 4; Категория необходимости и справедливости при исследовании социальных явлений, "Жизнь", 1900, т. 5–6; В защиту научно-философского идеализма, "Вопр. филос. и психол.", 1907, кн. 1 (86), янв.–февр.; Проблема и задача социально-научного познания, там же, 1912, кн. 2(112); Право как социальное явление, "Вопр. права", 1911, кн. 8(4); Сущность государственной власти, Ярославль, 1913; Социальные науки и право, М., 1916.
Лит.: Ленин В. И., О "Вехах", Соч., 4 изд., т. 16; История политических учений, 2 изд., М., 1960, с. 691–92; Фатеев А. Н., Русский методолог теории права, X., 1917.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 615 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |