Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - леонардо да винчи

 

Леонардо да винчи

леонардо да винчи ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

ЛЕОНА́РДО ДА ВИНЧИ

(Leonardo da Vinci; 15 апр. 1452 – 2 мая 1519) – итал. художник, инженер, ученый и философ, сформулировавший нек-рые принципы механистич. материализма, один из величайших представителей искусства Возрождения. Сын зажиточного нотариуса. Работал в качестве живописца, скульптора и инженера во Флоренции, Милане, Риме. Умер во Франции. Как ученый Л. да В. сделал ряд открытий, как инженер – построил замечат. сооружения и разрабатывал огромное количество технич. проектов и механизмов, многие из к-рых могли быть осуществлены только в 19 и даже в 20 вв. В отличие от сторонников схоластики, Л. да В. видел смысл науч. деятельности прежде всего в той практич. пользе, какую она может принести человечеству. Это объясняет обращение Л. да В. к практич. деятельности, к опыту как гл. показателю истинности науч. положений (см. Избр. естеств.-науч. произв., ред. и пер. В. П. Зубова, М., 1955, с. 9). В то же время Л. да В. понимал огромную роль теоретич. осмысления и обобщения в исследовании природы. Наиболее эффективное исследование возможно лишь на основе союза опыта с теорией (см. тамже, с. 23). Подлинной он считал науку, связанную с математикой (см. тамже, с. 12). Методологич. взгляды Л. да В., предвосхищавшие многие идеи Галилея, Ф. Бэкона, Декарта, вытекали из убеждения в познаваемости мира, объективность и материальность к-рого не вызывали у него сомнений. Особенно важно, что Л. да В. подходил к аналитич. методу исследования природы, восторжествовавшему лишь в 17 в. Согласно Л. да В., наблюдения показали, что природа порождает из сочетания ряда условий определенные действия. Чтобы раскрыть эти условия, познать причины, порождающие интересующие человека действия, исследователь должен разложить эти действия посредством экспериментов на ряд простых элементов, указывающих на причинные закономерности, и познать их. В связи со своими интенсивными занятиями механикой Л. да В. одним из первых при переходе к новому времени сформулировал принцип детерминизма, сознательно противопоставив его принципу телеологии, почти безраздельно господствовавшей не только в схоластике, но и в натурфилософии. От понятия же детерминизма, трактуемого механистически, мыслитель поднялся к еще более важной филос. категории – закономерности, объективного закона природы: "Необходимость, – писал он, – наставник и опекун природы... и узда, и вечный закон" (там же, с. 11, ср. с. 713). По убеждению Л. да В. все сферы действительности подчиняются численным отношениям, обнаруживают математич. пропорции. Надо, однако, иметь в виду, что эти свои идеи Л. да В. изложил афористично в записных книжках и дневниках. Публикация и изучение науч.-филос. записей Л. да В. начались лишь со 2-й пол. 19 в., хотя нек-рые из содержащихся здесь идей и проектов были использованы отдельными учеными еще в эпоху Возрождения.

Иной оказалась судьба художеств.-эстетич. наследия Л. да В. Гениальный художник-реалист оказал могучее влияние на мн. живописцев Италии и др. стран. Влияние это было усилено тем, что он был не только гениальным мастером, но и крупнейшим теоретиком искусства. Эстетич. идеи Л. да В. изложены в "Книге о живописи" ("Trattato dellia pittura", первое изд. в 1651, рус. пер. со вступит. ст. В. Н. Лазарева в 1934). Реалистич. сущность эстетики Л. да В. состоит в убеждении, что иск-во, как и наука, служит делу познания реального мира, но они изучают разные стороны этого мира и используют при этом различные средства. Если наука изучает количеств. закономерности явлений природы, то иск-во постигает качеств. особенности ее предметов. Недостатки этой позиции Л. да В. связаны с ограниченностью его механистич. методологии, с т. зр. к-рой наука призвана раскрывать только количеств. закономерности мира. Вместе с тем подчеркивание роли иск-ва как средства познания качеств. особенностей предметов природы и явлений человеч. мира выразило страстные стремления передовых людей эпохи к восприятию красоты и неповторимости их форм, что игнорировалось в течение долгих веков господства ср.-век. теологич. и аскетич. мировоззрения. Наиболее совершенным творением природы Л. да В. считал человека. Подобно подавляющему большинству передовых умов эпохи, он рассматривал его как микрокосм, концентрирующий в своем существе весь окружающий мир. Неповторимую индивидуальность и красоту тела и души человека он изучал как проницат. ученый-анатом и физиолог и изображал как великий живописец-психолог. В центре методологич. изысканий Л. да В. как теоретика иск-ва стояла проблема пропорции, в к-рой он видел связующее звено между науч. исследованием природы и ее художеств. изображением. Гениальная проницательность художника-реалиста проявилась у Л. да В. и в его отрицат. отношении к искусству, лишенному могучей обобщающей силы и позже развившемуся в натурализм (см. Избр. произв., пер. статьи, комментарии А. А. Губера, А. К. Дживелегова, В. П. Зубова, В. К. Шилейко и А. М. Эфроса, т. 2, М.–Л., 1935, с. 88). Ведущая роль в иск-ве, по убеждению Л. да В., принадлежит живописи, как наиболее наглядному и достоверному виду иск-ва, уподобляющемуся в этом отношении науке. В этом положении эстетики Л. да В. сказались не только его интересы великого живописца, но и та огромная роль, к-рую этот вид иск-ва играл в эпоху Возрождения.

Соч.: La filosofia di Leonardo da Vinci, a curadi A. M. D'Anghiari, Mil., 1920; Frammenti letterari et filosofici, a cura di E. Solmi, Firenze, 1920; Leonardo "оmо sanza lettere", Firenze, 1939; The literary works of L. da V., ed. by J. P. Richter, 2 ed., v. 1–2, L. [a. o.l, 1939; в рус. пер.: Избранное, M., 1952.

Лит.: Энгельс Φ., Диалектика природы, М., 1955, с. 4; История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 59–62; Столетов А. Г., Л. да В. как естествоиспытатель, в его кн.: Избр. соч., М.–Л., 1950, с. 611–40; Зубов В. П., Научное наследие Л. да В., "Вестн. АН СССР", 1952, No 4; Коган-Бернштейн Φ. Α., К вопросу о мировоззрении Л. да В., "Изв. АН СССР. Серия истории и философии", 1952, т. 9, No 3; Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи, М., 1952; Алпатов М. В., Великий итал. художник и ученый, "Искусство", 1952, No 2; Дынник Μ. Α., О филос. и эстетич. идеях Л. да В., "Вопр. философии", 1954, No 4; Hадор Д., Леонардо – философ Возрождения, "Вопр. философии", 1956, No 4; Гуковский Μ. Α., Пять лет после юбилея (Из зарубежной литературы о Леонардо да Винчи за 1952–57 гг.), "Вестн. истории мировой культуры", 1958, No 2 (8); его же, Леонардо да Винчи, Л.–М., 1958; Зубов В. П., Леонардо да Винчи, М.–Л., 1961; Duhem P., Etudes sur Léonard de Vinci, série 1–3, P., 1913; Vulliaud P., La pensée ésotérique de L. de V., P., 1945; Colloques internationaux du Centre national de la recherche scientifique (sciences himaines). Léonard de Vinci et l'expérience scientifique au XVI siècle, P., 1953; Lupоrini C., La mente di L., Firenze, 1953; Castelfranko G., Il pensiero estetico di L. da V., в сб.: Museo nazionale della Scienza e della Tecnica, Mil., 1953; Zammattio C., La visione scientifica di L. da V., Mil., 195Э; Jaspers К., L. als Philosoph, Bern, 1953; Leonardo. Saggi e ricerche, Roma, 1954; Verga Ε., Bibliografia Vinciana. 1493–1930, t. 1–2, Bologna, 1931.

В. Соколов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины