Философская энциклопедия - малиновский бронислав каспер
Малиновский бронислав каспер
МАЛИНО́ВСКИЙ Бронислав Каспер
(Malinowski), (7 апр. 1884 – 16 мая 1942) – англ. этнограф, антрополог и социолог, основоположник функциональной школы. Род. в Кракове, по происхождению поляк. Окончил в 1908 Краковский ун-т со степенью доктора по разделу физико-математич. наук. Заинтере-совавшись этнографией под влиянием модной тогда культурных кругов теории, стал изучать ее в Лейпциге под руководством В. Вундта, а затем в Лондоне под руководством Дж. Фрейзера, У. Риверса, Э. Вестермарка. Годы 1-й мировой войны M. провел в Океании и выпустил первые работы, связанные с функциональной теорией, получившей вскоре признание реакц. ученых и брит. колониальной администрации. С 1927 М. возглавил кафедру этнографии в Лондоне.
В филос. отношении М. находился под влиянием холизма Смэтса. Весьма эклектичная, теория М. биологизировала обществ. жизнь. В послевоенные годы он испытал сильное влияние фрейдизма, а в последние годы жизни, проведенные в США, – влияние бихевиоризма. М. рассматривал этнографию с утилитарной т. зр. и считал, что ее осн. задача – способствовать успешному колониальному управлению в новых историч. условиях. М. призывал к изучению современности, отрицая при этом необходимость и возможность исследования истории общества. Функциональная теория рассматривала общество как сумму индивидов, а культуру – как совокупность взаимосвязей, функций, к-рые служат для удовлетворения потребностей людей. Различия между культурами M. основывал на способах удовлетворения этих потребностей. Понимая функции в биологич. смысле, а общество и культуру – как совокупность (интеграцию) функций (обществ. учреждений, обычаев и т.п.), М. объявлял, в духе идей философии холизма, родовые обычаи, религию (а также и колониальную систему) составными частями опред. целостности, находящейся в равновесии. Задача ученого ограничивалась изучением роли функций в поддержании равновесия общества. Функциональное учение М. нашло многих последователей, составивших функциональную школу. Взгляды М. оказали большое влияние на "психологич." направление в амер. социологии и этнографии и на мн. совр. бурж. филос. направления.
Соч.: The family among the Australian aborigenes. A sociological study, L., 1913; Argonauts of the Western Pacific, L., 1922, new ed., Ν. Υ., 1961, Myth in primitive psychology, L., 1926; Freedom and civilization, N. Y., 1944; A scientific theory of culture and other essays, Chapel Hill, 1944; new ed., Ν. Υ., 1960; The dynamics of culture change, New Haven–L., [1946 ]; Magic science and religion and other essays, Glencoe (Illinois), 1948; Crime and custom in savage society, Paterson (New Jersey), 1959.
Лит.: Man and culture. A evaluation of the work of B. Malinowski, ed. R. Firth, L., [1957 ].
Г. Марков. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 615 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |