Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - марат

 

Марат

марат МАРАТ

МАРА́Т

(Marat), Жан Поль (24 мая 1743 – 13 июля 1793) – деятель франц. бурж. революции конца 18 в., один из вождей якобинцев; мыслитель, занимавшийся медициной, физикой, философией, правом. Род. в швейц. г. Будри. В 1760 уехал за границу. С 1765 жил в Англии, а в 1776 поселился во Франции. С начала революции М. целиком отдался политич. борьбе, издавал газ. "Ami du peuple" ("Друг народа"), M. требовал углубления и развития революции в интересах нар. масс, разоблачал замыслы ее врагов, за что подвергался преследованиям и до падения монархии 10 авг. 1792 вынужден был порой скрываться в подполье. Выл депутатом Конвента. М. – один из гл. вдохновителей революц. выступления масс 31 мая – 2 июня 1793, к-рое привело к падению жирондистов и к установлению якобинской диктатуры. Был убит жирондисткой Шарлоттой Корде.

В области естествознания М. выступал как сторонник опытной науки, нек-рые его работы по физике и медицине были удостоены премий Руанской и Дижонской академий. М. стремился поставить на науч. основу применение электричества в физике; оспаривал учение Ньютона о цветах.

Филос. взгляды М., сложившиеся под влиянием картезианства и франц. просветит. философии 18 в., были непоследовательны. Как ученый-естествоиспытатель М. стихийно стоял на материалистич. позициях. В то же время он враждебно относился к материализму как филос. учению. Полемизируя с Гельвецием ("Филос. опыт о человеке" – "A philosophical essay on man", 1773, франц. пер.: "De l'homme, ou des principes et des loix de l'influence dé l'âme sur le corps, et du corps sur l'âme", 1775), M. считал, что человек состоит из двух различных субстанций – тела и души; душа оживляет тело; ее местопребывание – мозговая оболочка. Взаимодействие души и тела – несомненный факт, но его невозможно объяснить, т.к. человек не знает сущности вещей. Эти идеи М. встретили критику со стороны Дидро ("Элементы физиологии", Собр. соч., т. 2, 1935, гл. "Душа") и Вольтера (в рец. на книгу М. "De l'homme", см. Oeuvres complètes, nouv. éd., v. 30, P., 1880, p. 382–87). Непоследователен M. и в отношении к религии: он разоблачал ее как опору деспотизма ("Цепи рабства" – "The chains of slavery", 1774, франц. пер.: "Les chaînes de l'esclavage", 1793; гл. "О суеверии", "Двойственный союз между государями и духовенством", в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1956, с. 137–143), но считал необходимым сохранить в виде гражд. религии. Пропаганду атеизма М. предлагал запретить ("План уголовного законодательства", М., 1951, с. 118–19, – "Plan de l'egislation criminelle", 1780, гл. "Об атеизме, ересях и расколе").

Испытав сильное влияние Монтескьё и Руссо, М. продолжил разработку теоретич. основ бурж. революции. Считая, что гос-во возникло в результате насилия, М. обосновывал право народов на восстание против деспотизма и разработал тактику вооруж. восстания (см. "Цепи рабства", гл. "Напрасные усилия народа", в кн.: Избр. произв., т. 1, с. 143–55). М. выдвигал идею революц. диктатуры. Близко подходил М. к идее классовой борьбы, рассматривая историю как постоянную борьбу между богатыми и бедными; существующее законодательство М. критиковал за то, что оно служит интересам богатых (см. тамже, гл. "Об обязанности подчиняться законам", с. 35–44).

Политич. идеи и революц. деятельность М. получили высокую оценку со стороны деятелей революц. и демократич. движения Франции (Бланки), Англии (О'Брайен, Гарни), Германии (Эвербек), России (Белинский) и др. стран. Реакц. и консервативные идеологи неоднократно пытались очернить М. (см., напр., S. L. Phippson, J. P. Marat..., 1924 и J. Castelneau, Marat, 1939). Значение деятельности М. принижается также и в более серьезных и объективных работах Готшалька (L. R. Gottschalk, J. P. Marat, l'ami du peuple, 1929) и Вальтера (G. Walter, Marat, 1933).

Маркс, Энгельс и Ленин дали деятельности М. высокую оценку. Энгельс писал, что "... все яростные вопли и вся фальсификация истории, в силу которой в течение почти столетия был известен лишь совершенно искаженный облик Марата, объясняются только тем, что он безжалостно срывал маску с тогдашних кумиров – Лафайета, Байи и других, разоблачая в их лице уже законченных изменников революции, и тем еще, что ... он не считал революцию завершенной, а хотел, чтобы она была признана непрерывной" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 20).

Соч.: Oeuvres... recueillies et annotées par A. Vermorel, P., 1869; La correspondance, recueille et annotée par Ch. Vellay, P., 1908; Памфлеты, M.–Л., 1934.

Лит.: Маркс К., Борьба якобинцев с жирондистами, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, М.–Л., 1929; Геритье, Политич. и социальные идеи М., СПБ, 1906; Кунов Г., Борьба классов и партий в Великой Франц. революции 1789–94 гг., 3 изд., М.–П., 1923, гл. 10; Степанов И., Ж.-П. М. и его борьба с контрреволюцией. 1743–1793 гг., 6 изд., М., 1924; Томилин С. Α., Ж.-П. М. как врач и естествоиспытатель, X., 1929; Τарле Е., Ж. П. Марат, друг народа, "Большевистская печать", 1936, No 12; Ольшевский Д., Марат, М., 1938; Maнфред А. З., Ж. П. М. и его произведения, в кн.: Марат Ж. П., Избр. произв., т. 1, М., 1956, с. 7–69; Герцензон Α. Α., Уголовно-правовая теория Ж. П. М., М., 1956; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII в., М., 1958, с. 256–72; его же, Социальные и политич. взгляды М., в сб.: Из истории рабочего класса и революц. движения, М., 1958, с. 559–73; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958; Φридлянд Ц., Ж.-П. М. и гражданская война XVIII в., 2 изд., М., 1959; Манфред А. З., Марат, М., 1962; Bourgeart A., Marat, l'ami du peuple, t. 1–2, P., 1865; Chevremont Fr., J. P. Marat, t. 1–2, P., 1880; Cabanès Α., Marat inconnu, P., 1891; Bax E. В., J.-P. Marat, the people's friend, Boston–L., 1901; Compton P., Marat, L., 1935.

В. Кузнецов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины