Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - мартьянов

 

Мартьянов

мартьянов МАРТЬЯНОВ

МАРТЬЯНОВ

Петр Алексеевич (1835–65) – представитель рус. нар. свободомыслия 19 в. Был крепостным крестьянином, перед реформой 1861 выкупился и, разоренный помещиком, уехал в Лондон. Здесь сблизился с Герценом и Огаревым, сотрудничал в "Колоколе" (опубликовал в нем открытое письмо к Александру II) и "Общем вече"; в издании "Вольной рус. типографии" вышла книга М. "Народ и гос-во" (1862). Весной 1863, возвращаясь в Россию, М. был арестован на границе; заточен в Петропавловскую крепость и за "дерзостное порицание" самодержавно-помещичьего строя приговорен к 5 годам каторжных работ с последующим пожизненным поселением в Сибири. Умер в иркутской тюремной больнице.

Основа мировоззрения М. – идея непримиримой борьбы с крепостничеством. Народ и самодержавно-помещичье гос-во рассматривались M. как враждебные силы. Народ, по М., это "то, что эксплуатируют", и те, "кто заодно с народом". Социальные силы, к-рые осуществляют угнетение, – "не народ, хотя к горю, стыду и прискорбию народа принадлежат к одной нации с ним" ("Народ и государство", 1862, Лондон, с. 8, 13). Войны возникают из-за разногласий между гос-вами, а не народами. Однако справедливы те войны, к-рые выражают стремление народа помочь "порабощенным братьям своим" (см. тамже, с. 66), Осуждая мракобесие и лицемерие церковников, М. видел в них, как и в армии, орудие гос-ва. Страстная ненависть к дворянству, крепостному праву сочеталась в мировоззрении М. с наивной верой в "земского" царя.

Вслед за Герценом и Огаревым М. признавал всеобщую связь явлений, их переход друг в друга, иллюстрируя это на примере растит. и животного мира (и соответственно – ботаники и зоологии). Бытие, считал М., подчиняется объективным законам, образующим определенную систему, "гармонию"; игнорирование этих законов пагубно сказывается на людях. Однако детерминизму М. присущ фаталистич. оттенок: М. склонялся иногда к трактовке личности, как простого орудия законов и обстоятельств. Высоко оценивая М. как самобытного мыслителя из народа, Герцен писал: "Человек, испытанный всеми горями и бедствиями русской жизни, одаренный необыкновенным умом, энергический, глубоко страстный, Мартьянов сосредоточился весь на вопросе о судьбах русского народа; тут была его поэзия, его религия, любовь и ненависть" (Собр. соч., т. 18, 1959, с. 11–12).

Лит.: Герцен А. И., П. А. М. и земский царь, Собр. соч., т. 18, М., 1959; Огарев H. H., Куда и откуда, Избр. социально-политич. и филос. произв., т. 1, М., 1952; его же. Расчистка нек-рых вопросов, там же; его же, Голод и новый год, там же; Ленке М., Дело П. А. М. в кн.: Лемкe M., Очерки освободит. движения шестидесятых годов, СПБ, 1908; Коган Л. Α., Из истории рус. нар. свободомыслия в 60-е годы XIX века, "Вопр. философии", 1964, No 6.

Л. Коган. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины