Философская энциклопедия - мерсьелуи себастьян
Мерсьелуи себастьян
МЕРСЬЕ́Луи Себастьян
(Mercier), (6 июня 1740 – 25 апр. 1814) – франц. писатель и философ. В ранний период своей деятельности (до 1792) выступил как деист и как пропагандист просветит. идеологии, критиковал пороки франц. общества, порожденные феодализмом (многочисл. драмы, очерки париж. быта: "Картины Парижа" – "Tableau de Paris", v. 1–2, 1781; рус. пер. – т. 1–2, 1935–36, политич. труды). Политич. программа М. ярче всего выражена в его утопич. романе "Год 2440" ("L'an 2440, rêve s'il en fût jamais", 1771), где рисуется разумно устроенное общество, в к-ром осуществлены осн. идеалы просветителей. Приветствуя франц. бурж. революцию как начало предсказанных им перемен, М. принял в ней деятельное участие (член Законодат. собрания, Конвента). Будучи членом Якобинского клуба, М., однако, опасался углубления революции, к-рого желали руководители якобинцев. В период якобинской диктатуры М. был арестован за близость к жирондистам. В результате тяжелого духовного кризиса М. отошел от просветит. идей, стал защитником религии. Выступал с опровержением сенсуализма Локка и Кондильяка как учения, подрывающего нравственность. Сенсуализму М. противопоставил учение о врожденных идеях. Испытал сильное влияние кантовской философии и стал ее проводником во Франции [см. "Magazin Encyclopédique", 1801, No 4, p. 250–52 и 1802, No 2, p. 79–83; "Journal des Débats" (del 21 pluvioŝe, an. X) ].
Эволюция мировоззрения M. – яркий образец поворота бурж. идеологов вправо после того, как революция осуществила непосредств. цели буржуазии и грозила развязать самостоят. активность нар. масс. "...В начале XIX века, – писал Лафарг, – наша буржуазия, покончив дело революционного разрушения, принялась отрицать свою вольтерианскую философию; в моду опять вошел католицизм, который Шатобриан размалевывал ...романтическими красками, и Себастьян Мерсье импортировал идеализм Канта, чтобы добить материализм энциклопедистов, пропагандисты которого были гильотинированы Робеспьером" (цит. по кн.: Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 189–90).
Как драматург и теоретик искусства М. выступил в первый период своей деятельности крупным реформатором, продолжавшим дело, начатое Дидро ("О театре, или Опыт о драматич. искусстве" – "Du Théâtre, ou Nouvel essai sur l'art dramatique", 1773). M. обосновывал необходимость демократизации театра, высокой социальной значимости драматургии. Драмы М. были широко известны во мн. странах Европы (в т.ч. в России). Критикуя классицизм, призывая к изображению сильных естеств. страстей, пропагандируя Шекспира, М. явился предшественником прогрессивных романтиков начала 19 в.
Соч.: Le songes et visions philosophiques, Amst.–P., 1788; Fictions morales, v. 1–3, P., 1792; Histoire de France, depuis Clovis jusqu ’ au règne de Louis XVI, v. 1–6, P., 1802; Charité, P., 1805; в рус. пер. – Философич. снов часть 1, содержащая в себе шесть сновидений. Переведенная с франц. на российский яз. Иваном Долгоруковым, ч. 1–2, М., 1780–81; Основания нравственности и политич. экономии (Вольный перевод), М., 1860.
Лит.: Иванов Ив., Политич. роль франц. театра в связи с философией XVIII в., [М., 1895 ]; его же, Сен-Симон и сен-симонизм, [М., 1901 ]; История франц. лит., т. 1, М.–Л., 1946, с. 785–88; Левбарг Л., Л. С. Мерсье, Л.–М., 1960; Zollinger O., L. S. Mercier als Dramatiker und Dramaturg, Strasb., 1899, Вéclard, L.-S. Mercier..., P., 1903; San Giоrgin J., S. Mercier dramaturgische Ideen im "Sturm und Drang", Basel, 1921; Vallois M., La formation de 1' influence kantienne en France, P., [1925 ]; Ρusey W. W., L.-S. Mercier in Germany..., N. Y., 1939.
В. Кузнецов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |