Философская энциклопедия - наими
Наими
НАИМИ
Фазлаллах аль-Хуруфи (р. ок. 1339 – ум. 1394) – основоположник широко распространенного в странах мусульм. Востока хуруфитского движения (см. Хуруфизм). Идейно близок к исмаилитам карматского толка. Мировоззрение Н. формировалось под влиянием сектантских эзотерич. учений вост. перипатетиков. Выступая в роли комментатора Корана и толкователя ислама, Н. в действительности опровергал их, подменяя веру в Аллаха пантеистич. учением, облаченным в мистич. форму (обожествление букв и цифр). Н. призывал людей изучать окружающее, причем изучение мира считал необходимым начинать с познания определений. По Н., мир находится в вечном циклич. движении, а в развитии существует преемственность: "каждая предыдущая ступень является началом последующей" ("Джавидан-наме" – "Книга о вечности"). Н. писал о взаимосвязи между неорганическим, растительным, животным мирами и человеком. За резкую критику совр. ему действительности, за призывы бороться против господства Тимуридов и еретич. идеи Н. был предан мучительной казни.
Соч.: Искендер-Наме, [Книга об Искандере (Ал. Македонском) ], в "Е. J. W. Gibb Memorial series", v. 9, Textes persans relatifs à la secte des houroufis, publiés, traduits et annotés par C. Huart, L., 1909; Махаббат-наме (Книга о любви), рукопись, хранится в библиотеке гос. ун-та в Ереване; Аш'ар Найми (Стихи Наими), хранятся в биб-ке Ленинградского ин-та народов Азии и Африки, шифр – Г 306.
Лит.: Садег Кийа, Важэ наме (Словарь гюргянского языка), Тегеран, 1330 с. г. х. (1951).
З. Кули-Заде. Баку.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |