Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - нанси

 

Нанси

нанси НАНСИ

НАНСИ (Nancy) Жан-Люк (род. 1940) — французский философ, создавший оригинальную теорию сообщества как бытия-вместе (entre-en-commun). Профессор Страсбургского университета гуманитарных наук, с 1989 по 1997 возглавлял факультет философии, лингвистики, информатики, образовательных наук. Международная премия итальянского Общества Ницше (1990).

На становление философских взглядов Нанси оказали влияние сочинения Канта, Гегеля, Хайдеггера и Деррида, послужившие источником его постоянного интереса к философии в ситуации “предела”. Он исследует “предел” гегелевской диалектики (“Спекулятивная ремарка” — La Remarque speculative (un bon mot de Hegel), 1978), картезианского субъекта (Eg sum, 1979), а также закона, как он сформулирован у Канта, Ницше и Деррида (“Категорический императив” — L'Impйratif catйgorique, 1973). После публикации критической работы о Лакане, написанной в соавторстве сЛаку-Лабартом (“Заголовок письма” — Le Titre de la Lettre, 1972), он задается вопросом об отношениях между философией и литературой (“Logodaedalus”, 1976 и др.); “Литературный абсолют” (L'Absolu littйraire, 1978), написанный также совместно с Лаку-Лабартом, посвящен теории ранних немецких романтиков и становлению современного понятия литературы. В работах 1980-х гг. дается многосторонний анализ феномена “сообщества” (communautй), понимаемого не как органическая целокупность, но как сеть сингулярностей, выказанных друг другу на своих границах (сингулярность длдЛанси — это не только отдельные индивиды, но и группы, сообщества, институты, дискурсы): В книге “Разделение голосов” (Le Partage des voix, 1982) герменевтика подвергнута критике во имя исходной плюральности смысла. Анализ “смысла” как противоположного “означиванию”, “сигнификации” дан в работе “Забвение философии” (L'Oubli de la philosophie, 1986). “Непроизводящее сообщество” (La Communautй dйsoeuvrйe, 1990) фокусирует внимание читателя на таком сообществе, которое не “творит”, т. е. не “производит”, и соучаствует в такой непретворенности. В “Со-явке” (Comparution, 1991, в соавторстве с Жан-Кристофом Байи) анализируется все еще возможный смысл слова “коммунизм”, в книге “Corpus” (1992) — проблема тела в современности, в “Смысле мира” (Le Sens du monde, 1993) — связь смысла с беспредпосылочным существованием. В изначальной плюральности искусств, согласно Нанси, отражается обособленность пяти чувств (sens) человека (“Музы” — Les Muses, 1994); в “Множественно единичном бытии” (Кtre singuler pluriel, 1996*) радикализуется хайдеггеровское понятие “совместного бытия” (Mitsein). Нанси вновь обращается к Гегелю как первому мыслителю современного мира, столкнувшемуся с повсеместной необеспеченностью смысла (“Гегель: обеспокоенность негативным” — Hegel. L'Inquiйtude du nйgatif, 1997). Растущий интерес к философии Нанси (переводы на английский, итальянский, испанский, японский, русский и др. языки) связан прежде всего с поставленной им проблемой философии после “конца философии”.

Соч.: Des Lieux divins. Mauvezin, 1987; L'Expérience de la liberté. P., 1988; Une pensée finie. P., 1990; Le Mythe nazi (avec Philippe LacoueLabarthe). La Tour d'Aiguës, 1991; Le Poids d'une pensée. MontréalGrenoble, 1991; La Naissance des seins. Valence, 1996; Retreating the Political (with Philippe Lacoue-Labarthe). L.—N.Y, 1997; в рус. пер.: О со-бытии.— В кн.: Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991; Сегодня.— В кн.: Ad Marginem '93. M., 1994; Рождение в присутствие.— “Комментарии”, 1996, № 9; Смех, присутствие.— Там же, 1997, № 11; Язык и тело.— В кн.: Копнинские чтения 11. Томск, 1997; В ответе за существование.— В кн.: Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск,1998. Лит.: On Jean-Luc Nancy The Sense of Philosophy. L.-N.Y, 1997.

E. В. Петровская

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины