Философская энциклопедия - никифор влеммид
Никифор влеммид
НИКИФОР ВЛЕММИД
(Νικηφόρος ὁ Βλεμμύδης) (1197 – ок. 1272) – визант. философ, ученый и обществ.-политич. деятель, последователь Михаила Пселла. Получил образование в Никее и преподавал там. Основал высшее учебное заведение в Смирне и в 1248 – монастырь вблизи Эфеса, где также открыл высшую школу. В религ.-филос. полемике по вопросу об отношении к зап. церкви склонялся, гл. обр. по политич. соображениям (получение помощи Запада), к унии с папским престолом. В его "Трактате по логике и физике" (1 ч., "Изложение логики" – Ἐπιτομὴ λογικῆς, 2 ч., "Изложение физики" – Ἐπιτομὴ φυσικῆς) прослеживается влияние Порфирия и философа 6 в. Давида Армянского. Трактат по физике основан в значит. степени на комментариях Симпликия, Олимпиодора, Филопона к соч. антич. философов. Наибольшее значение сам Н. В. придавал своему трактату по логике. В нем он рассматривал проблему универсалий (см. Migne, PG, v. 142, col. 693), проблему материи (см. тамже, col. 1037, 1040) и др. В мировоззрении Н. В. отразилась борьба номинализма и реализма, происходившая в Византии в 11–12 вв., причем сам Н. В. склонялся к номинализму. Политич. взгляды Н. В. тесно связаны с его педагогич. теориями, особенно в вопросе о воспитании гражд. добродетелей. По мнению Н. В., ни семья, ни общество не имеют такого значения в деле воспитания, какое имеет гос-во, просвещенный правитель, глубоко постигший философию (см. тамже, col. 658–74). В трактате "О добродетели" (Περί ἀρετῆς) Η. В. излагал свои взгляды на нравств. воспитание, считая, что разум с помощью науки способен поднять моральный уровень людей. Соч. Н. В. (в основном собранные у Миня) были широко распространены на Западе в лат. переводах и являлись проводниками влияния визант. философии на зап.-европейскую, в т.ч. и на мировоззрение деятелей итальянского Возрождения.
Лит.: Барвинок В. И., Н. В. и его соч., К., 1911; Андреева Μ. Α., Очерки по культуре византийского двора в XIII в., Прага, 1927; Heisenberg Α., Nicephori Blemmydae curriculum vitae et carmina, Lipsiae, 1896; Tatakis В., La philosophie byzantine, P., 1949; Соdellas P. S., Nicephoros Blemmydas' philosophical works and teachings. Proceedings of the tenth International Congress of Philosophy, v. 1, Amst., 1949; Вrehier L., Le monde byzantin, [v. ] 3 – La civilisation byzantine, P., 1950.
Б. Горянов. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 842 | |
6 | 769 | |
7 | 738 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |