Философская энциклопедия - перводвигатель
Перводвигатель
ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ
(греч. ?? , лат. primum movens, букв. — первое движущее), центр. понятие космологии и теологии Аристотеля. Формально учение о П. представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом (в ряду четырёх причин вообще —см. «Метафизика»). С помощью понятия П. Аристотель стремился объяснить целесообразность природы и обосновать вечность мира. В «Физике» (8-якн.) понятие П. постулируется в связи с анализом движения, или процесса: поскольку всё движущееся (или движимое —греч. заключает в себе оба значения) движимо чем-то, а бесконечная последовательность движущее—движимое невозможна, то по необходимости должно существовать «первое движущее», которое само абсолютно неподвижно.
«Первое движимое» отождествляется Аристотелем со сферой неподвижных звёзд, соотносительное с ним «первое движущее» находится по ту сторону периферии космоса и лишено к.-л. протяжённой величины. Гл. трудность теории П. состоит в том, что она совершенно не требуется аристотелевским пониманием природы как «содержащей источник движения в самой себе» и соответствующим учением об имманентности элементам их «естеств.
движения». Так, в трактате «О небе» (несмотря на напоминания о П. — 288 а 27) круговращение неба объясняется исключительно как естеств. свойство эфира, или «пятой субстанции» (см. Квинтэссенция).В «Метафизике» (12-якн.) П. выступает как трансцендентный «бог» и ценностное «начало», от крого «зависят вселенная и природа» (1072 b 14). Он есть та «действительность», которая необходимо предполагается всяким переходом от потенции к акту (в данном случае — общемировым становлением и движением), и оформляет косную материю в энтелехиальный космос (см. Энер-вия, Энтелехия, Акт и потенция). Как чистая форма (зйдос) и энергия он лишён всякой потенциальности и материальности и потому есть ум (нус), а т. к. нематериальность лишает его «частей» и ставит по ту сторону всякой множественности, то он может мыслить только самого себя и в этом самомышлении состоит его вечная и блаженная жизнь в качестве «бога» (1072 b 24). Поскольку контакт между бестелесным «первым движущим» и телесным «первым движимым» невозможен, то он «движет как объект любовного влечения» (1072 b 3), к которому всё стремится как к высшему благу и конечной цели. От демиурга Платона П. Аристотеля отличается тем, что он не создал мир однажды в прошлом, но актуализирует и оформляет его непрерывно и ежесекундно в течение целой вечности, гарантируя тем самым его безначальность и неуничтожаемость.
Учение о трансцендентном П. послужило исходной точкой для усвоения философии Аристотеля ср.-век. мусульм. и христ. теологией.
Mugnier П., La thiorie du premier moteur et revolution de la pensee aristotelicienne, P., 1930; De Corte M., Aristote et Plotln, P., 1935; Merlan P., Aristotle's unmoved movers, «Traditio», 1946, v. 4, p. 1—30; Oehler K., Der Beweis fur den unbewegten Beweger bei Aristoteles, «Philologus», 1955, Bd 99, S. 70—92.
Философский энциклопедический словарь.
— М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |