Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - производство

 

Производство

производство ПРОИЗВОДСТВО

ПРОИЗВО́ДСТВО

процесс, посредством к-рого люди преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей, собств. деятельностью опосредствуют, регулируют и контролируют обмен веществ между собой и природой. Процесс П. всегда носит обществ. характер: П. обособленного одиночки вне общества представляет собой, по выражению Маркса, такую же бессмыслицу, как развитие языка без совместно живущих индивидов. В процессе П. люди вступают в определенные, независящие от их воли, обществ. отношения, совокупность к-рых составляет экономич. структуру общества, или обществ. строй П. Произ-во играет определяющую роль по отношению к распределению, обмену (обращению) и потреблению. П. всегда выступает в определ. обществ. форме на определ. ступени историч. развития общества (см. Способ производства). Обществ. процесс П. охватывает как непосредств. процесс П., так и распределение, обмен и потребление. Эти моменты образуют части целого, различия внутри единства. Между этими сторонами обществ. производств. процесса существует взаимодействие, как и во всяком органич. целом. "Определенное производство обусловливает, таким образом, определенное потребление, распределение, обмен и определенные отношения этих различных моментов друг к другу. Конечно, и производство в его о д н о с т о р о н н е й ф о р м е определяется, со своей стороны, другими моментами" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 725–26).

С П. каждый раз начинается процесс, охватывающий все четыре момента. П. выступает исходным пунктом всего процесса, потребление – конечным пунктом, распределение и обмен – средними членами, причем распределение представляет собой момент, исходящий от общества, а обмен – от индивида.

Но такое представление отражает, как указывает Маркс, лишь внешнюю связь явлений. Бурж. экономисты, оставаясь на поверхности явлений, рассматривают каждый из моментов обществ. процесса П. как нечто самостоятельное и независимое, делая отсюда вывод, что П. якобы определяется вечными законами природы, распределение – социальными условиями, обмен – психологич. законами, а потребление лежит вообще вне сферы экономики. Таким путем они подменяют категории исторически определ. форм обществ. х-ва рассуждениями, относящимися вообще к П. и другим сторонам экономич. жизни, призванными затушевать исторически преходящий характер капиталистич. способа П. и его противоречия.

Марксизм впервые выяснил действит. характер взаимосвязи и взаимозависимости моментов или сторон обществ. процесса П. Так, П. есть непосредственно также и потребление, а именно – потребление человеч. рабочей силы, с одной стороны, и потребление средств П., с другой. И, наоборот, потребление есть непосредственно также и П. Но это не значит, что можно отождествлять П. и потребление. У одного субъекта П. и потребление выступают как моменты одного акта. Но рассматривать общество как один субъект, значит рассматривать его неправильно, умозрительно. Характер потребления определяется обществ. строем П. и поэтому качественно различен в условиях капитализма и социализма.

Структура распределения полностью определяется структурой П. Так, в капиталистич. обществе осн. формы доходов – заработная плата, прибыль, процент и рента – представляют собой формы распределения, имеющие предпосылками наемный труд, капитал и землю в качестве факторов П. "Отношения распределения и способы распределения выступают поэтому лишь оборотными сторонами факторов производства" (там же, с. 721). Распределение представляется прежде всего распределением продуктов, но на деле, прежде чем происходит распределение продуктов, имеет место распределение средств П. и членов общества по различным видам произ-ва, их подчинение определ. производств. отношениям. Распределение продуктов представляет собой лишь результат этого распределения, к-рое заключено в самом процессе П. и определяет его организацию.

Маркс решительно опроверг представление бурж. экономистов, признававших историч. характер отношений распределения, но отрицавших историч. характер отношений произ-ва. "Исторический характер этих отношений распределения, – писал Маркс, – есть исторический характер производственных отношений, только одну сторону которых они выражают" (там же, т. 25, ч. 2, с. 456). При этом Маркс указывал, что представление бурж. экономистов основано на смешении и отождествлении обществ. процесса П. с простым процессом труда вообще, как процессом между человеком и природой, процессом, простые элементы к-рого остаются одинаковыми на всех ступенях обществ. развития.

Точно так же обстоит дело с обменом (или обращением, т.е. обменом, опосредствованным деньгами). Обмен во всех своих моментах или непосредственно заключен в П., или определяется им. Само П. есть, по определению Маркса, обмен деятельностей и способностей. Далее, обмен продуктов есть средство для произ-ва готового продукта, предназначенного для потребления. Это не что иное, как завершающий акт П. Обмен представляется независимым от П. лишь на последней стадии, когда продукт обменивается непосредственно для потребления. Но такое поверхностное представление неправильно, поскольку развитие обмена и его формы целиком определяются развитием и организацией П., развитием обществ. разделения труда, обществ. строем П.

Принцип определяющей роли П. был выдвинут и обоснован Марксом во всех его экономич. исследованиях. Этот принцип специально разработан во "Введении" (из экономических рукописей 1857–1858 годов) . Он получил дальнейшую разработку в трудах Ленина, к-рый показал, что утверждения критиков, будто марксизм исследует только П., оставляя без должного внимания остальные стороны экономич. жизни общества, основаны на ненауч. понимании предмета политической экономии и диалектики развития П. в целом. Игнорируя определяющую роль, примат П., бурж. и мелкобурж. экономисты ставят во главу угла то распределение, то обмен, то потребление. Они стремятся уйти от рассмотрения производств. отношений капитализма. Все подобные антинаучные концепции – распределительные, меновые, потребительские – служат апологетическим целям.

Марксистский принцип примата П. имеет важнейшее значение для экономич. науки в целом, для понимания сущности и законов каждой общественно-экономич. формации. Этот принцип составляет основу анализа капитализма у Маркса и Энгельса. Ленин в исследовании монополистич. стадии капитализма показал, что в превращении капитализма в империализм гл. роль играют изменения, происшедшие в области П. Принцип примата П. определяет правильный подход к задачам революц. перехода от капитализма к социализму. В противоположность мелкобуржуазно-утопич. представлениям о том, будто социализм можно осуществить путем изменения лишь отношений распределения, марксизм-ленинизм исходит из того, что задачей социалистич. революции является коренной переворот в производств. отношениях. После социалистич. революции укрепление социалистич. производств. отношений и их дальнейшее перерастание в коммунистические происходит на базе быстрого роста П.

Лит. см. при ст. Политическая экономия, Капитализм, Коммунизм.

А. Леонтьев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины