Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - реализм наивный

 

Реализм наивный

реализм наивный РЕАЛИЗМ наивный

РЕАЛИЗМ наивный

первичное, основанное на жизненном опыте стихийное воззрение на мир, состоящее в том, что мир признается таким, каким он непосредственно представляется индивиду, т.е. таким, каким он его видит, слышит, осязает и т.д. Категориальная структура так понимаемого мира еще не подвергнута филос. анализу. Наивный Р., по характеристике Ленина, выражает стихийную, бессознательно материалистическую т. зр., убеждение в существовании внешнего мира независимо от нашего сознания (см. Соч., т. 14, с. 49, 53, 57; ср. с. 55). Материалистич. направленность определяет позитивное содержание наивного Ρ. Однако при объяснении природы познания т. зр. наивного Р. оказывается недостаточной и ведет к серьезным заблуждениям.

Истоки наивного Р. коренятся в способности психики объективировать переживания (ощущения, восприятия, представления), т.е. рассматривать свойства ощущений и т.д. как свойства самих объектов.

Исследование природы наивного Р. началось фактически с возникновением философии, а в 19 в. развитие психофизиологии органов чувств вскрыло его естеств.-науч. основания. Хотя в наст. время наивный Р. как принцип открыто никем не формулируется, отголоски его иногда встречаются и в наши дни. Таковы, напр., имевшие место в лит-ре попытки разделения "философского" и "физического" понятий материи, исходящие из наивно-реалистич. предпосылки о возможности какого-то иного, помимо философского, понятия материи.

От наивного Р. как естественно возникшего мировоззрения следует отличать попытки возвести отд. части этого мировоззрения в ранг филос. концепции. К этой традиции близки субъективно-идеалистич. направления, к-рые пытаются начинать философствование с непосредственно данного как исходного и первичного, избегая при этом к.-л. теоретич. предпосылок как "метафизики" (эмпириокритицизм, имманентная философия философия).

Лит.: Вундт В., О наивном и критич. Р., [пер. с нем.], М., 1910; Кальсин Ф. Ф., Осн. вопросы теории познания, Горький, 1957; Орлов В. В., Особенности чувств. познания, Пермь, 1962; Микитенко Д. Α., Вiдчуття i дiйснiсть, К., 1966.

Д. Микитенко. Киев.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины