Философская энциклопедия - реализм в искусстве
Реализм в искусстве
РЕАЛИЗМ в искусстве
правдивое, объективное отражение реальной действительности на языке того или иного вида иск-ва. В этом смысле Р. представляет собой осн. тенденцию поступат. развития художеств. культуры человечества. В каждый новый историч. период Р. приобретает новый облик, выступая в виде определ. художеств. метода или же обнаруживаясь в виде тенденции к реалистич. осознанию действительности в рамках других творч. методов.
В сов. эстетике существует и иная трактовка понятия Р. – как исторически определ. направления, метода или типа художеств. мышления [см. дискуссию в Ин-те мировой лит-ры в1957 – "Проблемы Р. (Материалы дискуссии о Р. в мировой лит-ре)", М., 1959]. Начало Р. связывается либо с эпохой Возрождения, либо с 18 веком, а его наиболее полное раскрытие усматривается в критич. Р. 19 в. Разработанная преим. на материале лит-ры, эта концепция считает главной особенностью Р. "типичные характеры в типичных обстоятельствах" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 35).
Богатство Р. раскрывается лишь в ходе историч. развития иск-ва, к-рое идет не от низшего к высшему, а в форме накопления новых творч. проблем и решений, расширения границ и возможностей иск-ва. Нельзя сказать, что Возрождение "выше" античности, Рембрандт "выше" Рафаэля, Чайковский – Моцарта, Толстой – Пушкина, но каждый раз важнейшие эпохи и художники вносят в реалистич. иск-во нечто новое и неповторимое. В этом специфика художеств. прогресса, для к-рого каждый этап развития Р. самоценен и не может быть "снят" или "превзойден" любыми самыми совершенными достижениями др. эпох.
Осн. критерием, определяющим своеобразие разных историч. форм Р., является мера и характер художеств. правдивости иск-ва различных эпох. Задачами Р. каждой эпохи определяется и его отношение к внешнему, эмпирич. правдоподобию. Оно может выступать (напр., в раннем антич. иск-ве или в иск-ве Возрождения) как осн. средство реалистич. отражения действительности, однако сведение цели иск-ва к достижению такого правдоподобия – принцип не Р., а натурализма. Эмпирич. достоверность художеств. образа имеет смысл лишь в единстве с правдивым отражением существ. сторон действительности. В то же время самые различные формы условности неоднократно являлись средством наиболее точного и выразит. фиксирования художеств. правды (напр., в творчестве Рабле, Гойи, Салтыкова-Щедрина). Вообще условность представляет собой неотъемлемую особенность всякого и, в частности, реалистич. иск-ва, поскольку оно есть отражение реального мира и этому последнему не тождественно. Р. определяется, т.о., не теми или иными приемами, самими по себе, но общим отношением иск-ва к действительности, к-рое только и можно назвать художеств. правдой.
Художеств. правда включает в себя две стороны, нерасторжимо связанные между собой: объективное отражение существ. сторон жизни, к-рая не копируется, но как бы воссоздается заново по законам данного вида иск-ва, и истинность эстетич. оценки, т.е. соответствие эстетич. идеала таящимся в действительности потенциям развития. Наиболее глубокое проникновение в сущность мира достигается в Р. там, где обе эти стороны художеств. истины находятся в гармонии, как в портретах Рембрандта, поэзии Пушкина или романах Толстого. Там же, где тенденция не вытекает "из обстановки и действия" (см. Ф. Энгельс, там же, т. 36, с. 333), а привносится в реалистич. изображение извне, возникает чуждый Р. дидактизм. В др. случаях может возникнуть противоречие между субъективистским восприятием действительности и правдивостью эстетич. идеала художника, что характерно, напр., для ряда совр. прогрессивных художников капиталистич. стран.
Реалистич. иск-во часто бывает "умнее" своего творца, когда художник, не обладая ясностью и последовательностью мировоззрения, не может сделать необходимые выводы из своего же художеств. изображения жизни. Обнаруживая в своих произведениях глубокое понимание действительности, он может вместе с тем разделять ограниченные или даже консервативные обществ. и филос. убеждения (напр., Тургенев, Достоевский). Это не означает, что мировоззрение художника, в частности его социально-политич. взгляды, безразличны для реалистич. иск-ва. Нек-рые теоретики (Видмар), отстаивающие эту т. зр., ссылаются при этом на Энгельса, говорившего по поводу Бальзака о "победе" Р. над политич. заблуждениями писателя. Однако Энгельс в данном случае указывал не на общую закономерность отношения Р. и мировоззрения художника, но на часто встречающееся в истории противоречие между позициями мастера в политике или философии и его художеств. осознанием жизни, к-рое может быть глубже, правдивее, богаче именно потому, что иск-во художника есть его непосредств. обществ. дело. В ряде случаев расцвет Р. связан именно с последовательностью передового мировоззрения, с тенденциозностью в выражении обществ. идей (в ряде высших проявлений критич. Р. 19 в. и в особенности в социалистич. Р., прочно опирающемся на идеи марксизма-ленинизма). В. И. Ленин, анализируя творчество и обществ.-филос. воззрения Л. Н. Толстого, дал классич. образец раскрытия их внутр. противоречий как своеобразного отражения реальных противоречий социальной жизни, показав то, в чем художник "велик", в чем его иск-во представляет собой "...шаг вперед в художественном развитии всего человечества" (Соч., т. 16, с. 293).
Р. часто раскрывается в сложных противоречиях, в борьбе с тенденциями, тормозящими или ограничивающими его развитие. Эти тенденции порой проявляются открыто и последовательно, как, напр., в совр. бурж. иск-ве ("заумный язык" в поэзии, абстракционизм в живописи, иск-во "абсурда" и т.д.), чаще, однако, наблюдаются сложные, противоречивые художеств. образования, в к-рых одновременно различаются и реалистич. и враждебные, либо чуждые Р. черты (напр., в творчестве Врубеля, Блока или Пикассо), существующие в живом творчестве в нерасторжимом единстве. Так, у раннего Маяковского реалистическая в основе своей критика бурж. мира неотделима от ее футуристич. формы.
Поскольку любая историч. форма Р. особенно чутка к определ. граням и аспектам истины, ее исторически неизбежная ограниченность выступает как внутренне присущая ей антиреалистич. тенденция. Так, иск-во "классического" Ренессанса "слепо" к обществ. антагонизмам, а роман критич. Р. 19 в. – к гармонии бытия, что является, однако, результатом объективного проникновения в жизнь совр. общества: Бальзак и Достоевский не потому "не видят" гармонии, что они до нее "не доросли", а потому, что ее нет в современном им капиталистич. мире. Т.о., задача анализа реалистич. иск-ва заключается не в том, чтобы механически отграничить его от некоего абстрактного "антиреализма", как полагала догматически ориентированная эстетика в условиях господства культа личности Сталина, но в том, чтобы в каждом подлинно художеств. явлении обнаружить его реалистич. сущность, вскрывая вместе с тем его ограниченные или внутренне противоречивые черты. В этом смысле и может быть обнаружена логика эстетич. прогресса, подводящая к иск-ву социалистич. Р.
Р. проходит в своем развитии ряд стадий. Известные реалистич. тенденции возникают уже в первобытном иск-ве (палеолитич. росписи, устное нар. творчество эпохи родового строя) и достигают большой силы в иск-ве Др. Востока, хотя и отмечены здесь чертами грубой предметности, как в древнеинд. поэзии или егип. пластике. В антич. мире Р. впервые освобождается от варварской примитивности, обретая высокую человечность в классич. греч. иск-ве (скульптуре, поэзии, драме). Этот первый взлет Р. в истории иск-ва стал основой последующей культурной традиции вплоть до нашей современности. В отличие от антич. "художественной религии" (Гегель), господств. религ. системы феод. средневековья в большинстве своем были враждебны реалистич. тенденциям в художеств. творчестве. Тем не менее в крупнейших явлениях ср.-век. иск-ва (в героич. эпосе – "Песне о Роланде", "Слове о полку Игореве", "Эдде", в рус. иконописи, готич. скульптуре, кит. пейзаже, иран. лирич. поэзии и т.д.) содержатся новые важные завоевания в художеств. освоении мира и прежде всего внутр. мира человека.
Новый могучий подъем Р. связан в Европе с эпохой Возрождения. Сначала лит-ра (Данте, Боккаччо), затем изобразит. иск-во (Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело) и, наконец, вновь лит-ра (Рабле, Сервантес) и в особенности драма (Шекспир) формируют своеобразный тип ренессансного Р., соединяющего в себе невиданное дотоле богатство жизненных наблюдений и широту охвата действительности с цельностью мировосприятия, проникновением в острейшие конфликты жизни и гармонич. природу идеала. Р. Возрождения явился исходным пунктом многогранного развития реалистич. иск-ва в Европе в последующие столетия и, в частности, живописи 17 в., глубоко раскрывшей психологич. богатство личности (Рембрандт, Веласкес). В иск-ве классицизма (Расин, Корнель, Пуссен) правдивое раскрытие антагонизмов действительности и даже критика ее пороков (Мольер) совершается в рамках строго нормативной эстетич. доктрины. Иск-во барокко в 17 в., рококо и сентиментализм в 18 в. содержат в себе определ. реалистич. тенденции, составляющие в них (как, впрочем, и в иных, нередко отделяемых от Р. методах) их живое, прогрессивное начало.
В 18–19 вв. постепенно кристаллизуется новый тип Р., связанный с формированием и укреплением бурж. общества: т.н. критич. Р. Путь ему прокладывает голл. живопись 17 в., драма (Лессинг) и роман 18 в. (Свифт, Филдинг, Стерн). Название "критический Р." условно и означает не обязат. преобладание собственно критич. жанров, но тот факт, что отныне передовое реалистич. иск-во оказывается в неизбежной оппозиции к господствующим в бурж. обществе формам публичной и частной жизни. Если Р. в более ранние периоды часто занимал позицию "апологии" того социального строя, в к-ром он возникал, то критич. Р. принципиально антибуржуазен, даже когда в нем нет прямой критики бурж. строя. Для этого периода Р. характерно пристальное "исследование" действительности, социальный анализ, обусловливающий в пору господства бурж. отношений ведущую роль прозаич. лит-ры, сменившей господство поэзии в предшествующий период (Гёте, Пушкин, Байрон). В романе и новелле (Стендаль, Бальзак, Флобер, Диккенс, Теккерей, Гоголь, Л. Толстой, Достоевский, Чехов), в живописи (Гойя, Жерико, Домье, Курбе, Репин, Суриков, Э. Мане), в театре развертывается сложнейшая картина человеч. жизни во всех ее социальных аспектах и со всеми ее противоречиями. Вследствие тесной связи реалистич. иск-ва с прогрессивными силами общества эта эпоха по праву может быть названа эпохой демократич. Р., достигающего особой интенсивности и богатства в периоды подъема широких нар. движений. Так, основу романтич. иск-ва 1-й трети 19 в. в его живом реальном содержании составляло отражение революц. движений эпохи (Гюго, Делакруа, Гейне). Рус. реалистич. иск-во 19 в. неразрывно связано с мощным подъемом освободит. движения в стране.
В 20 в., в эпоху пролет. революций и поворота человечества к коммунизму, демократич. Р. приобретает новые черты, позволяющие ряду исследователей отличать его как особый художеств. метод от "классического" критич. Р. 19 в. (Франс, Шоу, Хемингуэй, Чаплин, итал. неореализм в кино, Брехт, Мазерель, Ривера и др.). Реализм 20 в. особенно чуток к социальным трагедиям и революц. потрясениям; он не только изображает антагонистич. состояние общества, но и выражает поиски путей в будущее. Отсюда его связь с социалистич. Р. как художеств. формой осознания движения человечества к коммунизму. Социалистич. Р., порожденный социалистич. революцией и строительством коммунизма в СССР (Горький, Маяковский, Эйзенштейн, Мухина и др.), формируется и в др. странах мира, где имеет место мощное революц. движение. Будучи наследником лучших традиций прошлого, социалистич. Р. есть форма самосознания широчайших нар. масс, перешедших к сознат. историч. творчеству: давая глубоко правдивую картину жизни в перспективе ее революц. развития, социалистич. Р. является активным и последоват. носителем коммунистич. идей.
Первой попыткой обосновать сущность художеств. правды является антич. теория мимесиса, особенно в ее интерпретации Аристотелем (см. также Подражание). Важный вклад в теорию Р. внесли мыслители Возрождения, особенно теоретики изобразит. иск-ва (Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер), видевшие в приближении к природе гл. достоинство иск-ва. Впервые во всей полноте теория реалистич. иск-ва была разработана в 18 в. Дидро ("Салоны") и Лессингом ("Гамбургская драматургия"), противопоставивших фальшивым и искусств. идеалам дворянской культуры понятия правды и простоты. Сам термин "Р." как эстетич. понятие впервые был утвержден Ф. Шиллером, рассматривавшим Р. как "подчинение природе" и ее необходимости, как утверждение объективности бытия; в этом смысле Р. – антитеза идеализму ("О наивной и сентиментальной поэзии"). Глубокий анализ сущности реалистич. творчества дали Гёте, в центре внимания к-рого – диалектика идеального и реального, иск-ва и природы, и Гегель, всесторонне охарактеризовавший сущность иск-ва и его отд. историч. этапов как специфич. формы познания действительности. Шеллинг в противоположность Шиллеру выдвинул свое понятие "поэтич. Р." ("Лекции о методе академич. исследования", 1803), развитое впоследствии О. Людвигом. После романтиков термин "Р." стал широко использоваться в теории и критике для обозначения иск-ва, непосредственно воспроизводящего "наличное бытие" человеч. общества и природы, в противоположность "идеализации", "стилизации" и др. Окончат. формулировку понятия "Р." дали франц. критики и художники сер. 19 в. – Торе, III. Блан, Тэн, Шанфлёри ("Реализм", 1857), Курбе, Флобер и др.
Огромную роль в разработке теории Р. сыграли труды рус. революц. демократов. Белинский уже в ранних работах ("О рус. повести и повестях г. Гоголя", 1835, и др.) говорил о значении "реальной поэзии". Позднее, обосновывая принципы "натуральной школы", он дал развернутую характеристику принципов критич. Р. Подлинным эстетич. манифестом Р. можно назвать "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855) Чернышевского, хотя он, как и Белинский, еще не пользуется термином "Р.", к-рый в рус. эстетике был утвержден Писаревым ("Реалисты", 1864), придавшим, однако, этому термину односторонний позитивистский оттенок.
Проблема Р. стоит в центре эстетич. интересов Маркса и Энгельса, к-рые проанализировали взаимосвязь в иск-ве идеального и реального (в переписке с Лассалем по поводу его трагедии "Франц фон Зиккинген"), тенденциозности и правдивости (письма Энгельса к М. Каутской и М. Гаркнесс), раскрыли (в частности, на примере творчества Бальзака) суть критич. Р. Большую роль в защите принципов Р. сыграл Плеханов, развивший с позиций марксизма традиции рус. демократич. эстетики. Ленин всесторонне обосновал понимание иск-ва как специфич. формы отражения действительности. Сформулированный Лениным принцип партийности иск-ва по-новому осветил проблему идеала в реалистич. иск-ве. Ленинская теория отражения и вытекающие из нее эстетич. принципы легли в основу теории социалистич. Р., обобщившей опыт развития сов. иск-ва. В парт. документах по вопросам иск-ва содержится ориентация художников на правдивое, близкое народу творчество, подчеркивается роль великой реалистич. традиции классич. иск-ва, формулируются осн. задачи социалистич. Р. на разных этапах развития сов. общества. Большой вклад в разработку теории Р. в сов. время сделал Луначарский. Наиболее глубоко осветил проблему социалистич. Р. Горький. В результате коллективных усилий в 30-е гг. была выработана общая формула социалистич. Р. как правдивого, исторически-конкретного изображения действи-тельности в ее революц. развитии, сочетающегося с задачами коммунистич. воспитания людей. Складываясь в борьбе с господствующими в бурж. эстетике конца 19–20 вв. концепциями, либо вообще отрицающими Р., либо сводящими его к малозначит. эпизоду в истории иск-ва (К. Фидлер, М. Дворжак, X. Ортега-и-Гасет, А. Мальро), марксистско-ленинское понимание Р. в ходе своего развития должно было вместе с тем преодолевать догматически узкое истолкование Р. как механистич. сочетания внешнего правдоподобия с декларативной иллюстра-тивностью в выражении идей, а также релятивистское стирание границ между Р. и враждебными ему тенденциями, между социалистич. и бурж. идеологиями.
Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1–2, М., 1957; В. И. Ленин о литературе и искусстве, 2 изд., М., 1960; Давид-Соважо Α., Р. и натурализм в литературе и искусстве, М., 1891; Лифшиц Μ. Α., Вопросы искусства и философии, М., 1935; Лукач Г., К истории Р., М., 1939; Бурсов Б., Вопросы Р. в эстетике революц. демократов, М., 1953; Недошивин Г., Очерки теории искусства, М., 1953; Финкелстайн С., Р. в искусстве, пер. с англ., М., 1956; Проблемы Р., М., 1959; Днепров В., Проблемы Р., Л., 1960; Иезуитов А. Н., Вопросы Р. в эстетике Маркса и Энгельса, Л.–М., 1963; Вайман С. Т., Марксистская эстетика и проблемы Р., М., 1964; Кох Г., Марксизм и эстетика, пер. с нем., М., 1964; Петров С. М., Реализм, М., 1964; Гароди Р., О Р. без берегов, пер. с франц., М., 1966; Lenoir P., Histoire du réalisme et du naturalisme dans la poésie et dans l'art..., P., 1889; Hasan Z., Realism..., Camb., 1928; Auerbach E., Mimesis, Dargestellte Wirklichkeit in der abendländischen Literatur, Bern, 1946; Reiman P., Über realistische Kunstauffassung, В., 1949; Lukács G., Probleme des Realismus, [2 Aufl.], В., 1955; Brinkmann R., Wirklichkeit und Illusion. Studien über Gehalt und Grenzen des Begriffs Realismus..., Tübingen, 1957; Bornecque J. H. et Cogny, P., Réalisme et naturalisme. L'histoire, la doctrine, les œuvres, [P., 1958]; Muscetta C., Realismo e controrealismo, Mil., 1958; Salinari С., La questione del realismo, Firenze, 1960; Váross M., Teoria realizmu vo výtvarnom umeni, Brat., 1961.
Г. Недошивин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 615 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |