Философская энциклопедия - самнер
Самнер
СА́МНЕР
(Sumner), Уильям Грэм (30 окт. 1840 – 12 апр. 1910) – амер. социолог, один из зачинателей амер. бурж. социологии. С 1872 – проф. Иельского ун-та.
Последователь Спенсера, испытавший также влияние Гумпловича, Ратценхофера и Липперта, С. в осн. труде "Народные обычаи" ("Folkways", Boston, 1907) пытался объяснить происхождение и обществ. функции обычаев и нравов, рассматривая их как первичный фактор, определяющий структуру и развитие общества. Осн. цель жизни, по С., – поддержание самой жизни. В процессе борьбы за существование люди путем проб и ошибок вырабатывают формы поведения, к-рые наилучшим способом служат достижению этой цели. Привычное для индивидуума становится, благодаря подражанию, обычаем всех членов группы, поставленных в сходные условия. Под "народными обычаями" ("folkways" – словообразование С., вошедшее в англ. язык) С. понимает "всякий способ мышления, чувствования, поведения и достижения цели, общий для членов социальной группы". Обычаи, получившие санкцию религии или морали, становятся нравами. Обычаи и нравы, дополненные к.-л. аппаратом для их поддержания, образуют общественные институты.
С. вводит понятия внутр. группы или "мы-группы" и внешней группы. Чувство превосходства своих обычаев над чужими С. назвал этноцентризмом. Возникновение и изменение обычаев – бессознат. стихийный процесс. Обществ. процессы, по мнению С., не могут контролироваться людьми и поэтому идея о сознат. улучшении мира абсурдна. В конкретном анализе обычаев и нравов С. ограничивался психологич. и социал-дарвинистской интерпретацией. Движущей силой формирования обычаев и нравов является конкуренция. Частная собственность соответствует естеств. условиям борьбы за существование. Общество – совокупность конкурирующих групп, социальная природа к-рых не раскрывается С. Классовые противоречия, по С., неустранимы.
Типичный представитель амер. бурж. консерватизма конца 19 в., С. в публицистич. работах ("Вызов фактам" – "The challenge of facts", New Haven, 1914; "Забытый человек" – "The forgotten man", New Haven, 1918, и др.), получивших в США широкую известность, выступал в духе т.н. грубого индивидуализма, против всякого вмешательства гос-ва в обществ. жизнь, попыток социальных реформ. С. обрушивался на социалистич. идеи (социализм – "вызов фактам"), причисляя к ним эгалитарные учения. В то же время он отразил нек-рые черты мелкобурж. идеологии того времени, защищая "забытого человека" – мелкого собственника, исчезающего под напором капиталистич. поляризации, высказывался против милитаризма и империалистич. войн.
Значение С. в истории бурж. социологии определяется тем, что он на основе обширного историко-этнографич. материала положил начало социологич. изучению норм социального поведения, внутригрупповых и межгрупповых отношений; в становлении структурно-функционального анализа имела значение его теория развития культуры путем массового процесса проб и ошибок.
Соч.: The science of society, v. 1–4, New Haven, 1927 (совм. с A. G. Keller, использовавшим неизданные работы С.); Essays of W. Gr. Summer, v. 1–2, New Haven–L., 1934.
Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964.
А. Завадье. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 842 | |
6 | 769 | |
7 | 738 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |