Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - щербатской

 

Щербатской

щербатской ЩЕРБАТСКОЙ

ЩЕРБАТСКО́Й

Федор Ипполитович (19 сентября 1866 – 18 марта 1942) – рус. исследователь буддийской философии. Окончил Царскосельскую гимназию и историкофилологич. фак-т Петерб. ун-та, в к-ром с 1900 работал приват-доцентом кафедры санскритологии фак-та вост. яз. В 1910 совершил науч. путешествие в Индию. В 1918 избран действит. членом Росс. акад. наук. В 1928–37 возглавлял созданный им Ин-т буддийской культуры.

Выделив три гл. периода в эволюции буддийского мировоззрения, Щ. исследовал значение дхармы как элемента бытия (в первом периоде), раскрыл негативный подход к познанию абсолюта в учении о нирване Нагарджуны (второй период), впервые познакомил европ. науку с критич. философией позднего буддизма (третий период). В своем обобщающем труде о буддийской логике Щ. сравнил ее выводы с параллельными мыслями античных, классических и современных европ. философов, показав сходство в решении мн. проблем (реальности, чувств, восприятия, теории логич. суждения, законов противоположностей и др.) и большую последовательность инд. т. зр. по нек-рым вопросам (дихотомич. классификации категорий, фигур силлогизма) по сравнению с традиционной европейской. Щ. заложил основы сравнит, изучения западной и инд. философии. Исследование буддийской логики и теории познания было предпринято Щ. в надежде содействовать начинавшемуся пересмотру осн. положений этих дисциплин в европ. философии. Щ. осуществил образцовые издания и переводы осн. соч. Дхармакирти и др. позднебуддийских философов с санскрита и тибетского языка на рус. и англ. яз.

Соч.: Логика в др. Индии, "Записки Вост. отд. Рус. археологич. об-ва", 1902, т. 14; Буддийский философ о единобожии, там же, 1904, т. 16; Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1–2, СПБ, 1903–09; Учение о категорич. императиве у брахманов, "Сб. Музея антропологии и этнографии Российской АН", 1918, т. 5, вып. 1, 2; The soul theory of the Buddhists, "Изв. Российской АН. 6 серия", 1919, т. 13, No 12–15 и 16–18; К истории материализма в Индии, "Вост. записки Ленингр. ин-та живых вост. языков", 1927, т. 1 (перепечатано в сб.: Избр. труды рус. индологов-филологов, М., 1962); The central conception of Buddhism and the meaningof the word "Dharma", L., 1923; The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927; Buddhist logic, v. 1–2, Leningrad, 1930–32; The doctrine of the Buddha, "Bulletin of the School of Oriental Studies", 1932, v. 6, pt 4; Die drei Richtungen in der Philosophie des Buddhismus, "Rocznik orjentalistyczny", 1934, t. 10.

Лит.: Иванов В. В., Ф. И. Щербатской, "Народы Азии и Африки", 1966, No 6; Shastri D. Ν., Contribution of Th. Stcnerbatsky to Indian philosophy, "The Modern Review", Calcutta, 1953, v. 93, No 2.

В. Ивáнов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины