Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - шаумян

 

Шаумян

шаумян ШАУМЯН

ШАУМЯН

Степан Георгиевич (парт. псевд. – С у р е н , С у р е н и н , А я к с) [1(13) окт. 1878 – 20 сент. 1918] – деятель Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, теоретик-марксист. Член Коммунистич. партии с 1900. Ученик и соратник В. И. Ленина; один из 26 бакинских комиссаров, расстрелянных английскими интервентами и эсерами.

Род. в Тифлисе; в 1898 окончил реальное уч-ще; в 1900–02 учился в Рижском политехнич. ин-те, откуда был исключен за революц. деятельность. В 1902 поступил на филос. фак-т Берлинского ун-та. Ш. – один из основателей и руководителей большевистских печатных органов: "Кавказский рабочий листок", "Кайц" ("Искра"), "Бакинский пролетарий", "Бакинский рабочий", "Совр. жизнь" и др., активный сотрудник "Правды". Участник IV и V съездов РСДРП; на 1-м Всеросс. съезде Советов был избран членом ВЦИК; от имени большевиков предложил на съезде резолюцию о мире, к-рая связывала вопрос о заключении мира с борьбой против империализма. На VI съезде РСДРП(б) Ш. был избран членом ЦК. В окт. 1917 руководил в Тифлисе 1-м съездом коммунистич. орг-ций Кавказа. В дек. 1917 – сент. 1918 – чрезвычайный комиссар Совнаркома РСФСР по делам Кавказа.

Работы Ш. в области теории, как и его практич. деятельность, были тесно связаны с историей ленинской партии, с насущными задачами революц. движения. В разгар рус. революции 1905 Ш. опубликовал филос. работу "Эволюционизм и революционизм в обществ. науке", в к-рой показал, что неумение совместить "эволюционизм", т.е. идею развития обществ. жизни, с "революционизмом", абсолютизация той или др. стороны революц. процесса приводит к извращению и отрицанию марксизма. "Если, с одной стороны, появляются "эволюционисты", отрицающие всякое значение за революционизмом, то, с другой стороны, нам приходится видеть крайних, если можно так выразиться, революционистов", игнорирующих основные законы общественной эволюции и впадающих вследствие этого в ...утопическое, анархическое бунтарство"..." (Избр. произв., т. 1, 1957, с. 65).

Ш. раскрывал тесную связь ревизионизма философского и политического; в годы реакции он боролся против меньшевистского оппортунизма в политич. практике и догматизма 2-го Интернационала в теории, против ликвидаторства и его филос. "теоретиков". В 1908, в связи с борьбой Ленина против эмпириокритицизма, Ш. писал: "...Мы твердо убеждены в правильности позиции Ильича...". "...Положение т о ж д е с т в а бытия и сознания, по-моему, разрушает всю систему Маркса" (там же, с. 267, 286). Ш. писал, что положит. результатом борьбы Ленина с эмпириокритиками будет "...лучшее знакомство с философскими основаниями марксизма и, думается, очищение от новых измов", желающих быть дополнением марксизма" (там же, с. 268). Ш. критиковал историков-идеалистов, создававших культ героев и сводивших историю к описанию деятельности царей и полководцев: широкое общественное движение, по Ш., вызывается глубокими социально-политическими причинами, а не деятельностью отдельных лиц, как бы талантливы они ни были. Ш. подчеркивал, что история приобретает свой действит. смысл лишь тогда, "...когда выявляются п р и ч и н н а я связь и закономерность между событиями и действиями людей" (там же, с. 373). Большое место в трудах Ш. занимает разработка нац. вопроса. Считая, что "национализм настолько же имманентен" буржуазному мировоззрению и буржуазной практике, насколько интернационализм – новому социалистическому мировоззрению" (там же, с. 516), Ш. последовательно разоблачал национализм, отстаивал идею интернационализма, "являющегося бесценным благом для пролетариата". По заданию Ленина в 1914 Ш. опубликовал работу "О национально-культурной автономии", в к-рой разоблачил эту утонченную разновидность национализма, показав его связь с оппортунизмом.

Ш. выступал также с литературно-критич. статьями, имевшими важное значение в защите и пропаганде марксистско-ленинских эстетич. идей. Еще в 1902 в речи, посвященной 40-летию лит. деятельности Г. Агаяна, Ш. призывал писателей следовать традициям Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, к-рые в своем творчестве исходили не из того, что м о ж н о напечатать в тот или иной момент времени, а из того, что нельзя не написать, что н у ж н о для освобождения народа и прогресса. Вместе с тем, говорил Ш., каждый, кто заинтересован в том, чтобы народ имел достойную его лит-ру, "...должен прежде всего объявить войну тем условиям и политическим порядкам, которые препятствуют свободному, естественному развитию народа..." (там же, с. 10).

В работах, посвященных Л. Н. Толстому, Ш. останавливается на противоречиях его мировоззрения и творчества, подчеркивает критич. содержание его произв., разоблачая вместе с тем иллюзорно-религ. характер самой доктрины толстовства. Ш. усматривал нек-рые слабые стороны и в мировоззрении М. Горького, в частности народнич. элементы в оценке им роли личности, интеллигенции. Вместе с тем, отмечая попытки либерально-бурж. критиков Горького извратить пролет. характер его творчества, Ш. писал: "...Горький составляет красу и гордость пролетарской литературы!.. Он наш художник, наш друг и соратник в великой борьбе за освобождение труда" (там же, с. 316, 317).

В период подготовки и проведения социалистич. революции Ш. выступал с многочисл. теоретич. работами, к-рые были непосредственно связаны с практич. задачами революции и Сов. власти. В работах "Политика Временного правительства и национальности", "Национализм на Кавказе и оголение фронта", "Письмо В. И. Ленина по нац. вопросу", "Вопрос о власти в Закавказье", "О старой школе", "Лекция о коммуне" и др. Ш. боролся против бурж.-националистич. правительств за установление Сов. власти в Закавказье, а после ее завоевания показывал, как на основе новых социалистич. отношений будет складываться соответствующий им образ мыслей, чувств и психологии.

Соч.: Избр. произв., т. 1–2, М., 1957–58; Лит.-критич. статьи, 2 изд., М., 1955.

Лит.: Ленин В. И., [Письма] С. Г. Шаумяну, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48 и 50; История философии, т. 5, М., 1961, с. 216–21, 267; Калтахчян С. Т., Борьба С. Г. Ш. за теорию и тактику ленинизма, М., 1956; Агаджанян Г. С., Вопросы марксистско-ленинской теории в трудах Ст. Ш., Ер., 1958; Воскерчян А., С. Ш. и вопросы лит-ры, 2 изд., М., 1959; Барсегян X., С. Шаумян, М., 1960; Дубинский-Мухадзе И., Шаумян, М., 1965.

С. Калтахчян. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины