Философская энциклопедия - шефлер
Шефлер
ШЕ́ФЛЕР
(Scheffler), Иоганн (псевдоним – А н г е л у с С и л е з и у с; лат. Angelus Silesius – "Вестник из Силезии") (25 дек. 1624 – 9 июля 1677) – нем. мыслитель-мистик, мастер филос. афоризма в поэтич. форме. По образованию врач, служил лейб-медиком при различных дворах. С ранних лет изучал соч. Бёме и др. представителей нем. мистич. традиции, был лично близок к мистикам, к-рые в стороне от офиц. теологии искали синтеза между пантеистически понятой идеей бога и натурфилос. картиной мира (А. фон Франкенберг, Д. Чепко). Не найдя в плоско-рационалистической лютеранской ортодоксии своей эпохи простора для мистич. исканий, Ш. переходит в 1653 в католицизм. Гл. соч. – "Херувимский странник" ("Cherubinischer Wandersmann", Breslavia, 1657) – книга глубокомысленных поэтич. афоризмов, суммирующих идеи нем. мистики от Экхарта до Бёме. В центре ее стоит учение о неисчерпаемом, сокровенном че-ловеч. "Я", внутри к-рого находится средоточие мира, "философский камень" (кн. 3, 118). Это "Я" полагает и снимает реальность времени и пространства: "Не ты – в пространстве, но пространство – в тебе: если ты его извергнешь, то вечность дана тебе уже здесь" (кн. 1, 185). Уличного "Я" человека есть бесконечно превосходящий и все же равновеликий, независимый и все же взаимозависимый партнер и собеседник – космическое "Я" бога. Бог описывается не только как велящий распорядитель мирового бытия, но преимущественно как имманентная и одновременно запредельная глубина этого бытия, "вечное молчание", к-рое "не имеет воли". Бог и человек связаны сущностной связью: "Я знаю, что без меня бог не может прожить мгновения; если я обращусь в ничто, он должен по необходимости испустить дух" (кн. 1, 8). Любовное умирание бога в человеке и человека в боге есть, по Ш., смысл всего сущего. В дальнейшем Ш. не удержался на этой высоте идеалистич. спекуляции: начиная с VI кн. "Херувимского странника" он все отчетливее превращается в глашатая более обычной контрреформац. религиозности. Ш. был заново "открыт" в эпоху романтизма и существенно повлиял на Р. М. Рильке, Бердяева и ряд др. религ. мыслителей 20 в.
Соч.: Sämtliche poetische Werke, 2 Aufl., Bd 1–3, Münch., [1925].
С. Аверинцев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 707 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 615 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |