Философская энциклопедия - шелгунов
Шелгунов
ШЕЛГУНО́В
Николай Васильевич (22 нояб. 1824 – 12 апр. 1891) – рус. революц. демократ, публицист, лит. критик. Окончил Лесной ин-т, где в 50-е гг. был профессором. Чл. тайного общества "Земля и воля" (60-е гг.). Автор прокламаций "К молодому поколению" и "К солдатам" (1861), призывающих к крест. революции, уничтожению сословной монархии и к установлению демократич. республики. С 1862 Ш. неоднократно подвергался арестам и находился в ссылках.
Ш. – активный сотрудник журн. "Современник", "Рус. слово", редактор журн. "Дело" (1880–83). Похороны Ш. 15 апр. 1891 в Петербурге вылились в политич. демонстрацию с участием рабочих, о к-рой Ленин писал как об одном из первых выступлений пролетариата (см. Соч., т. 8, с. 117–21).
Материалистич. взгляды Ш. основаны на признании первичности вечно движущейся материи, на признании закона превращения и сохранения энергии и причинной обусловленности всех явлений природы.
Ш. высказывал ряд диалектич. идей. В целом Ш. был близок к современной ему методологии, ориентированной на естеств. науки; придерживался сенсуалистич. теории познания, сочетая ее иногда с агностич. утверждением о непознаваемости сущности вещей. Теоретич. результаты человеч. мышления – филос. системы и др. теоретич. построения – Ш. рассматривает как выражение интересов определ. социальных слоев.
Развитие общества Ш. связывал с борьбой нового и старого, эксплуататоров и эксплуатируемых, противоречие между к-рыми, дойдя до непримиримости, разрешается революцией. Ш. в своих взглядах на развитие России эволюционировал в сторону марксизма, от иллюзий, связанных с крест. общинным социализмом, к признанию роли пролетариата в революц. борьбе с капиталом и в обеспечении человечеству движения к прогрессу. В объяснении причин смены феод. общества буржуазным, в анализе структуры буржуазного общества Ш. следует за Энгельсом, которого он во многом пересказывает (см. "Рабочий пролетариат в Англии и во Франции", "Современник", 1861). В противовес народнич. теориям Ш. считал определяющей силой истории не личность, а массу.
В эстетике Ш. близок Чернышевскому. Мерилом полноценности иск-ва считает его обществ. значение, отражение нар. интересов и создание идеала, отвечающего этим интересам. По мнению Ш., иск-во, уклоняющееся от этих требований к к.-л. др. целям, опустошает талант и мешает борьбе за социальное переустройство.
Цель воспитания, по Ш., в том, чтобы сформировать гражданина, действующего ради обществ. блага. Моральным Ш. считает такое поведение, к-рое предполагает борьбу против эксплуататорского общества. Счастье, право на к-рое, по Ш., есть у каждого человека, Ш. видит во всестороннем развитии личности, возможном только благодаря активному участию ее в обществ. жизни. С этих позиций Ш. критиковал теорию "непротивления злу насилием" (за игнорирование ею области обществ. отношений и бессилие устранить обществ. кризисы).
Соч.: Очерки русской жизни, СПБ, 1895; Соч., 3 изд., т. 1–3, СПБ, [1904]; Избр. литературно-критические статьи, М.–Л., [1928]; Избр. педагогич. соч., М., 1954; Воспоминания, т. 1–2, [Μ.], 1967 (соавтор).
Лит.: Пеунова M. H., Общественно-политические и философские взгляды Н. В. Ш., М., 1954; Шуляковский Е. Г., Борьба Н. В. Ш. против дворянско-буржуазной историографии в 60-х годах XIX века, "Труды Воронеж. гос. ун-та", 1954, т. 25; Сунцов Н. С., Экономические взгляды Н. В. Ш., М., 1957; Mаслин А. Н., Материализм и революционно-демократическая идеология в России в 60-х годах XIX века, М., 1960; Слабкий А. С., Мировоззрение Н. В. Ш., X., 1960.
М. Пеунова. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |