Философская энциклопедия - свабхава-вада
Свабхава-вада
СВАБХАВА-ВАДА (санскр. sväbhBvaväda — доктрина собственной природы) — раннее натуралистическое учение Индии, исключавшее как трансцендентного агента мироздания, так и значение его причинностного объяснения. Впервые зафиксировано в “Шветашватара-упанишаю” (1.2), но восходит, по крайней мере частично, к Маккхали Госале (Дигханикая 1.53—54), у которого бытие всех существ определяется, помимо принципов необходимости и “окружающей среды”, их “собственной природой” (bhâva). По “Буддачарите” Ашвагхоши, сторонники евабхава-вада объясняют действием смСхавы и контакт чувств с объектами, и взаимокоординацию материальных элементов, и остроту шипа наряду с пятнистостью оленя, отстаивая и принцип детерминизма: К.59—62). Свабхава-вада была актуальна также в эпоху философских систем: комментаторы “Санкхья-кярикч” упоминают ее в качестве одной из альтернатив трактовке мира как манифестации “непроявленной” первоматерии Пракрита.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |