Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - сватантрика-мадхьямика

 

Сватантрика-мадхьямика

сватантрика-мадхьямика СВАТАНТРИКА-МАДХЬЯМИКА

СВАТАНТРИКА-МАДХЬЯМИКА (санскр. svätantrikamâdhyamika — средний в отношении самостоятельного довода) — подщкола буддийской философии мадхьямика, основанная Бхававивекой (6 в.). Школа не только опровергала доводы оппонентов, но и выдвигала собственный тезис, согласно которому все обусловленные вещи (дхармо-частицы) нереальны {шуньята) с точки зрения абсолютной истины, поскольку производны от причин и условий, они подобны иллюзорным предметам. Необусловленные вещи (пространство, нирвана и т. д.) не существуют в абсолютном смысле, поскольку они не имели происхождения, подобно лотосу в небе. Этот довод не означал отрицания эмпирической достоверности вещей, а только отказывал им в абсолютной реальности, на которой настаивали философы хинаяны. Сватангрика-мадхьямика выступала в буддизме с объединительными тенденциями, стремясь сгладить противоречия между махаяной и хинаяной. На втором этапе развития подшколы ее представители Шантаракшита и Камалашила (8 в.) привнесли в мадхьямику идеи тгачары, а Харибхадра (8—9 вв.) и его последователи — саутрантики. Оба течения были очень популярны в Индии в 8—12 вв., особенно среди мыслителей ваджраяны, а также доминировали в тибетской философии вплоть до 15—16 вв. Ныне сватантрика-мадхьямнка изучается преимущественно в тибетских школах сакья и кагью.

Лит.: lida Sh. Reason and Emptiness. Tokyo. 1980; Sanlina P. Madhyamaka Schools in India. Delhi, 1986.

В. П. Андросов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины