Философская энциклопедия - татевская школа
Татевская школа
ТАТЕ́ВСКАЯ ШКО́ЛА
школа арм. философии, основанная в г. Татеве (Сюникская обл.) в 1345 Иоанном Воротнеци. Расцвет Т. ш. относится к последней четверти 14 в.; ее упадок начался со смертью Григора Татеваци и к нач. 20-х гг. 15 в. в результате тур. оккупации Сюникской обл. Т. ш. прекратила существование. Представители Т. ш. (помимо И. Воротнеци и Г. Татеваци – Аракел Сюнеци, Фома Мецопеци и др.) занимались философией и богословием, грамматикой и историографией, математикой и естествознанием, музыкой и живописью. Идейные предпосылки возникновения Т. ш. – логика и гносеология Аристотеля, философия Давида Анахта и Анании Ширакаци, филос. традиции арм. Возрождения 10–13 вв., а также – движение т.н. униторов – сторонников объединения римской и арм. церквей.
Основной вопрос философии решался Т. ш. идеалистически. В гносеологическом же аспекте природа признавалась первичной по отношению к человеческому сознанию; гл. атрибут материальной природы – движение (см. Григор Татеваци, Книга вопрошений, Константинополь, 1746, с. 181). Вопрос о возможности познания природы решался Т. ш. положительно. Одна из центр. филос. категорий, разрабатываемых Т. ш., – категория пространства, к-рое, согласно Воротнеци, "определяется телом, ибо нет тела без пространства, равно как нет и пространства без тела" (см. его "Анализ "Категорий" Аристотеля", Ереван, 1956, с. 87). Категории причинности, случайности, предопределения и свободы воли рассматривались Татеваци, к-рый в познании причинных связей видел возможность для науч. предвидения. Случайность, по его мнению, связана с необходимостью. Исходя из объективного характера случайного, представители Т. ш. отрицали принцип божеств. предопределения. В борьбе с фатализмом Т. ш. не ограничивалась ссылками на объективный характер случайного, противопоставляя фаталистич. детерминизму принцип свободы воли.
Вопросы логики разрабатывал Воротнеци, в работах к-рого номинализм и материалистич. тенденции "Органона" Аристотеля получили свое дальнейшее развитие.
Т. ш. претерпела эволюцию от теологии к материализму, ее осн. представители внесли оригинальный вклад в историю арм. материалистич. гносеологии и логики.
Лит.: Чалоян В. К., История арм. философии, Ереван, 1959; его же, Арм. Ренессанс, М., 1963, См. также лит. при ст. Армянская философия.
В. Чалоян. Ереван.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |