Философская энциклопедия - тяньтай школа
Тяньтай школа
ТЯНЬТАЙ ШКОЛА (Тяньтай-цзун) — одно из трех, наряду с Хуаянь школой и Чань школой, важнейших течений в китайском буддизме. Тяньтай школа фактически основана ученым монахом Чжии (538—597), хотя традиция считает его только третьим патриархом школы. Опорным для школы текстом является “Сутра лотоса благого закона” (“Мяо фа ляньхуа цзин”, санскр. “Саддхарма пундарика сутра”), больше известная просто как “Лотосовая сутра”, перевод которой на китайский язык был выполнен еще Кумарадживой (Цзюмолоши, ок. 350—409). Собственно Чжии принадлежат три произведения, или проповеди, записанные его учеником и наследником, патриархом Гуаньдином (561—632), которые тот издал уже после смерти учителя: “Фа хуа вэнь цзюй” (“Фразы “Сутры лотоса благого закона””), “Фа хуа сюань и” (“Скрытый смысл “Сутры лотоса благого закона””) и “Mo хэ чжи гуань” (“Великое прекращение неведения и видение сути”). В доктринальном плане Тяньтай школа признает деление “Лотосовой сутры” на две части: “вступительную” и “основную”. В первой содержатся проповеди Будды Шакьямуни, возвещающие спасение всем живым существам и возможность для всех, даже женщин, стать буддой (чего в других сутрах нет). Во второй части Будда говорит о том, что “Лотосовую сутру” после его ухода из мира будут хранить и распространять бесчисленные бодхисаттвы, достигшие просветления собственными усилиями. Здесь же Будда говорит, что сам он достиг просветления в бесконечно далеком прошлом, будет существовать вечно, а принц Сиддхартха под деревом Бодхи и все будды прошлого, настоящего и будущего — его “превращенные тела”. Т. о., каждое живое существо в перспективе станет буддой. Для обоснования превосходства Тяньтай школы над другими направлениями махаянского буддизма Чжии предложил пятиступенную иерархию буддийского знания, скоррелированную с пятью этапами проповеди Будды после просветления, в каждый из которых он открывал людям доступную им в данный момент часть благого закона. Первые четыре периода были подготовительными для принятия людьми в пятом периоде “истинного закона”, или “учения круга” (символа полноты и завершенности). В первый период, Хуаянь, Будда, сразу после просветления поддеревом Бодхи, не сходя с места в течение трех недель, проповедовал о единстве всех форм существования и отсутствии различий между феноменами, что было отражено в “Аватамсака-сутре” (“Хуа янь цзин”). Поскольку смысл этой проповеди оказался доступен только бодхисаттвам, Будда перешел к более простому изложению учения, т. е. к бенаресской проповеди в Оленьем парке, по названию которого (Луюань) назван второй период, когда было возвещено и записано в сутрах Агамы учение о “четырех благородных истинах”. В третий период, длившийся 8 лет и получивший наименование Фангуан, было проповедано учение о бодхисатгве, нашедшее отражение, в частности, в “Сутре о Вималакирте” (“Вэймо цзин”). Четвертый период, длившийся 22 года, был посвящен учению о праджне (божэ), “интуитивном знании”, или “совершенной мудрости”, и проповеди этого периода были затканы как Праджняпарамиты сутры, на которых основывалось учение Нагарджуны и других мадхьямиков о “пустотности” (шунья, кит. кун), нашедшее отражение, в частности, в “Маха праджня парамита-шастре” (“Дачжиду лунь”). Наконец, через 42 года подготовительной проповеди, Будда открыл ученикам “истинный закон”, заключенный в “Лотосовой сутре”., В этот последний, пятый период, длившийся 8 лет, был раскрыт “сокровенный смысл” (сюань и) учения, что и отражено в “Сутре о нирване” (“Непань цзин”), зафиксировавшей завершающую проповедь, которую Будда произнес за сутки до оставления им земного мира. Именно проповеди пятого периода, наиболее глубокие и совершенные, и хранит в виде доктринального комплекса “Лотосовой сутры” Тяньтай школа, что призвано свидетельствовать о ее превосходстве над всеми остальными течениями буддийской мысли.
Γ.Α. Ткаченко
У (кит., букв. — вещь, объект) — одна из центральных категорий китайской философии, сочетающая два основных значения: 1) вещь, существо, тварь, включая человека (жэнь у, букв. — человеческая вещь); 2) предмет, объект, не-я как противоположность мыслящему субъекту (у во, букв. — вещь и я). Исходные этимологические значения: на иньских гадательных костях — “цвет вспаханной земли”, “разноцветный”, “пестрый бык”; более поздние, чжоуские — “бык, жертвенное животное”, “род, вид, класс”, “обозначение, символ”. Этимологическим наследием в семантике У стали идеи одушевленности (в иероглифе присутствует ключевой элемент — “бык”), взаимосвязи с действующим субъектом (второй компонент иероглифа имеет исходное значение “вспашка земли, земледелие”), классификации всего многообразия вещей и дел (пестроты мира) в “10 000 родов”.
У в целом трактовалось китайскими философами как “оформленное” (см. Син — телесная форма) и “деятельное” (вэй) проявление общемировой “пневмы” (ι
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |