Философская энциклопедия - упамана
Упамана
УПАМАНА (санскр. upamäna — сходство) — один из источников знания (см. Промина) в ньяе и мимансе. По “Ньяясутрам”, упамана — “средство познания предмета через [его] сходство с [уже] познанным” (Î. 1.6). По Ватсьяяне, когда кто-то знает, что лесная корова (гавая) сходна с домашней, и встречает в лесу животное, напоминающее корову, то он “узнает” в нем гаваю благодаря полученной ранее информации, и это “узнавание”, как новое знание, и соответствует результату упаманы. Для Вачаспати Мишры упамана есть также “узнавание” по противоположности: южанин, зная о том, чтоверблюд отличен от всех знакомых ему животных, встречая его на севере, “узнает” его. У мимансаков позиция иная: упамана — познание не связи имени с референтом, но самого сходства, которое не сводимо ни к качеству, ни к общему, а является отдельной категорией реальности (потому и фиксирующая его упамана также не сводима к другим источникам знания).
В. К Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |