Философская энциклопедия - вартенбург
Вартенбург
ВАРТЕНБУРГ (Wartenburg) Поль, граф Йорк (1 марта 1835, Берлин—12 сентября 1897, Кляйн-Ольс)—представитель немецкой традиции исторического мышления, друг и идейный союзник Дилыпея. С 1855 изучал юридические науки и философию. При жизни не было издано ни одно из его собственно философских сочинений; широкий резонанс вызвало появление его переписки с Дильтеем (1923).
“Тип сознания и история” (Bewusstseinssteüung und Geschichte. Tub., 1956, 2 ΑυΠ., 1991)—собрание рукописей 1890-х гг., наиболее полно представляющее философские воззрения Вартенбурга. Считая, что современная ему эпоха характеризуется утратой “исторического чувства”, одну из главных задач Вартенбург видел в создании “новой теории познания”. Типичными для господствующего “типа сознания” он считал “механистичность” и “конструктивизм”, предполагающие атомарное видение реальности и приводящие к нарушению живого отношения человека к собственной жизни и государству. Вартенбург различает три основных типа сознания: 1) созерцательно-представляющее, “окулярное” (древнегреческая и древнеиндийская культуры); 2) “волевое” (древнеримская культура); 3) христианство, обретающее свою наиболее зрелую форму в лютеранстве.
“Жизнь”, понимаемая в первую очередь как “психическая жизненность”, является “органоном для постижения исторической жизненности”: жизнь индивидуальная и историческая едины (история выявляет себя как живое движение “души” человека во времени). История как наука может быть только психологией истории. В самоосмыслении (Selbstbesinnung) человек познает себя в качестве исторически обусловленного. Историческое познание должно быть “регрессивным”: от собственной жизненности идти к тому, чтопредставляется прошедшим, но на самом деле присутствует в современности. Соприкосновение с “исторической жизнью”, участие в традиции осуществляется в религиозном культе. Там, где внутреннее отношение к истории отсутствует, она превращается в “антикварный интерес”. Поскольку установление мотивов, живых импульсов мысли возможно только как оживление прежде пережитого, история философии и есть сама философия. В основе психологической концепции Вартенбурга, развивавшейся им в процессе обмена мнениями с Дильтеем, лежит представление о том, что “целостная психофизическая данность не дана, но живет”: самоосмысление познает себя в “совместной игре его конститутивных факторов, т. е. как живое”.
Соч.: Die Katharsis des Aristoteles. В., 1866; Briefwechsel zwischen Wilhelm Dilthey und dem Grafen Paul York von Wartenburg. 1877—1897. Halle/Saale, 1923; Italienisches Tagebuch. Darmstadt. 1927. 3Aufl. Lpz., 1941.
Лит.: Роди Ф. Интенсивность жизни. К вопросу о месте графа Йорка между Дильтеем и Хайдеггером.— “Логос*, 1999, ¹ 10: Kaufmann P. Die Philosophie des Grafen York von Wartenburg, Halle/Saale, 1928; Grunder K. Zur Philosophie des Grafen York von Wartenburg. Gott., 1970.
И. А. Михайлов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |