Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - зороастризм

 

Зороастризм

зороастризм ЗОРОАСТРИЗМ

ЗОРОАСТРИЗМ

древняя религия иранских народов, названная по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). По имени верховного божества Ахурамазды З. называется также маздеизмом. Возникнув в первые века 1-го тысячелетия до н.э., З. был распространен на территории Ср. Азии, Ирана, Азербайджана, Афганистана и др. стран. В наст. время исповедуется в Индии парсами, а в Иране (в Кермане и Йезде) – немногочисл. общинами. З. и связанные с ним религ.-филос. системы оказали значит. влияние на развитие иудаизма, раннего христианства, а также на нек-рые положения др.-греч. философии, гностицизма; ряд религ. движений 1-го тысячелетия н.э. – манихейство, маздакизм и др. – имел исходным пунктом идеи, развиваемые в З. Гл. письм. памятник З. – Авеста. Для религ. филос. системы З. наиболее характерен дуализм, выражающийся в противопоставлении двух вечных абстрактных начал – добра (света) и зла (тьмы).

З., или маздеизм, вырос из древнеиранских мифологич. и религ. представлений, подвергнув их коренному изменению. В индо-иранский период различались два типа богов: дайва – древние антропоморфные натура-листич. боги, и асура (букв, "господин", "владыка", иран. ахура) – боги, обладавшие особой властью морального порядка. В древнеиндийской традиции (уже в поздних гимнах Ригведы) асуры рассматриваются как враждебные человеку; позднее этот термин применяется лишь к злым духам, а собственно богами остаются лишь дайва, дэвы. В маздеизме дэвы становятся враждебными человеку богами, демонами; в их числе Авеста называет таких, к-рые являются гл. богами древних индийцев (Индра и др.). Верховным божеством З. является Ахурамазда ("Мудрый владыка"). Все осн. функции божеств. власти связаны, по существу, лишь с ним; он создает небо, землю, человека, дарует власть царю и т.д. Тот, кто следует по праведному пути, получает помощь со стороны Ахурамазды, счастливую жизнь и приобщение к арте по смерти. Дуализм др.-перс. религии выражен в ряде представлений и понятий. Ахурамазда ассоциируется с одним из осн. индо-иранских религ. понятий – "арта", т.е. правдивость, праведность, справедливый порядок, воплощение правды. В др.-перс. надписях, как и в Авесте, в противовес "арта", в соответствии с системой др.-иран. этич. дуализма употребляется термин "друдж" – "ложь", воплощение несправедливости, всего неправедного, морально нечистого. Др.-перс. религия, в к-рой ярко выражено юридич. начало, тесно связана с укреплением царской и гос. власти. Ранний маздеизм сопутствовал процессу перехода от родоплеменных объединений к созданию крупных гос. образований. Сторонники маздеизма вели упорную борьбу со старой племенной религией дэвов.

В период существования больших иранских государств маздеизм постепенно отождествляется с З. Религиозная система З. характеризуется сочетанием культа высшего, благого начала с признанием дуализма. В то время как во главе сил добра стоят Ахурамазда (позднее Ормузд) и его дух Спанта-Майнью, силы зла возглавляет враждебное божество, дух-разрушитель Анхра-Майнью (позднее Ариман). Оба духа обладают творческой способностью. Мировой процесс состоит в борьбе двух начал – добра и зла, к-рая проявляется не только в умств. и духовной деятельности, но также в материальных вещах этого мира. Веществ. мир, являющийся ареной борьбы сил добра и зла, был первоначально создан в своей благой части добрым началом с целью победы над злом. На это злой дух ответил контртворением, создав смерть, болезнь, зиму, иссушающий зной и т.д. Человек в З. обладает свободой выбора: он может встать на любую сторону в борьбе добра и зла. Согласно оптимистич. учению З., совместное усилие приверженцев истинной веры приведет к конечной победе сил добра. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, а также средством достижения индивидуального спасения являются не столько обряды, молитвы и жертвоприношения, сколько справедливый образ жизни, предписанный истинной верой. Осн. орудиями человека в борьбе со злом являются "добрая мысль", "доброе слово", "доброе деяние". В практич. деятельности человека особое значение придается умножению благого материального бытия, созданного благим началом для человека. В гатах это – разведение скота и содействие произрастанию лугов, в "младшей" Авесте – гл. обр. земледелие, ирригац. работы, у совр. парсов – различные виды деятельности (вплоть до капиталистич. предпринимательства), ведущие к увеличению собственности и изобилия. Согласно одному из текстов Авесты (Вендидад III, 30–32), возделывание хлеба наносит ущерб злому началу и продвигает вперед дело добра в такой же мере, как прочтение 10 000 молитв Ясны. З. всегда был чужд аскетизму. "Ни один из тех, кто не ест, не способен к усердному занятию делами праведности, сельским хозяйством, произведением сыновей. Ведь благодаря пище живет весь телесный мир, от голодания он теряет жизнь" (там же, III, 33). З. отвергал кровавые жертвоприношения, признавая лишь почитание огня, рассматривавшегося как выражение божеств. справедливости, арты. З. предвещал скорый приход нового мира, знаменующего собой триумф сил добра.

Учение о ходе мирового процесса и эсхатология получили новое развитие в позднейшем З. Его развитие характеризуется приближением к народном верованиям и обрядам, большей конкретностью понятий и образов. Он включает в себя культ ряда старых богов, мифологич. персонажи и древние обряды, напр. возлияние опьяняющего напитка хаомы (индийское – сома). В среднеперс. лит-ре отражено дальнейшее развитие идей З., причем нек-рые из них определенно восходят к древним иран. представлениям. В их числе – концепция о предсуществовании вещей: в стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что было создано позднее на Земле (быка, человека, светил и т. д.). Это состояние носит название "менок", "невидимый", букв. "духовный". Развитие мирового процесса разделено на 4 периода по 3 000 лет в каждом. В конце последнего периода появится спаситель, к-рый осуществит окончат. победу добра над злом. При Сасанидах (3–7 вв. н.э.) З., окончательно оформившись в качестве гос. религии, становится воинств. догматич. учением, активно способствовавшим закабалению иран. крестьянства и эксплуатации покоренных народов. После завоевания Ирана арабами З. утратил свое положение гос. религии, но еще в течение двух-трех веков продолжал играть значит. роль. В период проникновения в Иран христианства, а затем ислама в З. отмечается стремление принизить роль злого духа и утвердить монотеистич. начало, но в основном старая концепция была сохранена. Парсы признают, по существу, лишь благого бога Ормузда, Ариман же мыслится лишь как символ, обозначая дурные тенденции в человеке.

Источники: Авеста–Avesta. Die heiligen Bücher der Parsen, Übers, von F. Wolff, В., 1924; Древнеперсидские надписи – Kent R.G., Old Persian. Grammar. Texts. Lexicon, New Haven, 1950; Средне-персидская зороастрийская литература – см. Pahlavi texts, transl, by Ε. W. West, [v. 1–5], в серии: "Sacred books of the East", v. V, XVIII, XXIV, XXXVII, XLVII, Oxf., 1880–1897; Собрание сведений античных авторов о др. иранской религии – см. Fontes historiae religionum. Ed. С. Clemen, Fasc. 1 – Fontes historiae religionis Persicae, Bonn, 1920; Fox W. S. and Pemberton R. E. K., Passages in Greek and Latin literature relating to Zoroaster and Zoroastrianism, Bombay, 1928; Benveniste E., The persian religion according to the chief Greek texts, P., 1929.

Лит.: Струве В. В., Родина Зороастризма, "Сов. востоковедение", 1948, т. 5, с. 5–34; Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, "Arch. Orientální", 1956, roč. 24, t. 1, č. 23–56; Дьяконов И. M., История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н.э., М.–Л., 1956; Брагинский И., Из истории таджикской народной поэзии, М., 1956, с. 174–207; Nуberg H. S., Die Religionen des alten Iran, Lpz., 1938; Bailey H. W., Zoroastrian problems in the ninth-century books. Ratanbai Katrak lectures, Oxf., 1943; Dumézil G., Naissance d'archanges. Essai sur la formation de la théologie zoroastrienne, 4 éd., [P., 1945]; Duchesne-Guillemin J., Ormazd et Ahriman, P., 1953; Ζaehner R. C, The teachings of the magi, L., [1956]. См. также лит. при ст. Заратуштра и Авеста.

Э. Грантовский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины