Библиологический словарь - элохистическая традиция в пятикнижии
Элохистическая традиция в пятикнижии
согласно *документарной теории, один из *четырех источников *Пятикнижия. Условное обозначение Э (лат. Е). Выделение Э.т. началось в 18 в. (*Виттер, *Астрюк). Вначале гл. признаком, по к-рому ее выделяли, было предпочтение в ряде мест Пятикнижия слова *Элохим (Бог), в отличие от др. разделов, где чаще употребляется Имя Божье *Яхве. В конце 18 в.
*Айххорн И. и *Ильген установили дополнит. критерии и выделили иэ Э.т. "второго Элохиста", или *Священническую традицию (усл. обозначение С, лат. Р). Тексты, относимые собственно к Э.т., отличаются по характеру изложения: стиль их менее образен, чем стиль *Яхвиста, *Теофании совершаются во сне или через ангелов. Элохист называет гору Синай Хоривом, жителей Ханаана Аморреями, тестя Моисея Рагуила Иофором.В традиции можно заметить влияние *пророков (Авраам назван пророком, сестра Моисея пророчицей). Хронологически Э.т. обнимает период времени от призвания Авраама до смерти Моисея. *Нарративные части Э.т. соединены с *этическим Декалогом и *Кн. Завета. Элохист уделяет большое внимание предкам *Ефрема, из чего был сделан вывод, что он писал в Северном царстве.
Вопрос о происхождении Э.т. в наст. время продолжает оставаться дискуссионным. Существуют четыре варианта его решения: а) традиция представляет собой документ, к-рым пользовался Моисей при составлении Пятикнижия; б) Э.т. никогда не была записана в виде отд. произведения, а тексты Элохиста суть лишь *интерполяции, внесенные в текст Яхвиста; в) Э.
т. передавалась гл. обр. в форме *устной традиции и вошла в Пятикнижие лишь в *Плена период; г) текст Элохиста был создан как цельный свящ. историко-законодательный документ вскоре после *разделения царств в 9 или 8 вв. до н.э. В любом случае, большинство библеистов считает, что ядро Э.т. восходит к эпохе Моисея. Ниже приводится перечень разделов Пятикнижия, к-рые принято относить к Э.т. Быт 15 (E+J); 20; 21:6-32:34; 22:1-14:19; 28:11,12,17,18,20-22; 29:1,15,23,25-28,30; 30:1-3a,6,8,17,23; 31:2,4-18a,19-45,51-55; 32:1-2,13б-21,23; 33:18б-20; 35:1-8,16-20; 37:2б,5-11,14a,15-18a,19-20,22,23б24,28a,28б-30,31б-32a,34,36; 40:1-3a,4-5a,6,15a,16-23; 41; 42:1,3-4a,8-26,29-37; 43:14-23б; 45-46:1-5a; 47:12; 48:1-2,8-27; 50:15-26. Исх 1:15-22; 2:1-15; 3:1,4б,6,9-15,21-22; 4:17-18,20б-21; 7:20б-21a,24; 9:22-23a,35; 10,8-13a,20-27; 11:1-3; 12:31-36,37б-39; 13:17-19; 15:1-21: 17:3-6, 8-16; 18; 19:2б-19; 20:1-21; 21; 22; 23; 24:3-8,12a,18б; 31:18б; 32:1-8,15-35; 33.
Числ 10:29-36; 11; 12; 13:17-33 (J+P); 16:1-34 (E+P); 20:1-9,12-35; 22; 23; 24; 25:1-5; 32:1-17,20-27,34-42. Втор 10:6-7; 27,5-7a; 31:14-15,23; 33-34:5-6. *В е л л ь г а у з е н Ю., Введение в историю Израиля, пер. с нем., СПб., 1909; *Р ы б и н с к и й В.П., Иеговисты и Элогисты, ПБЭ, т.6, с.194-205; *R u d o l p h W., Der "Elohist" von Exodus bis Josua, В., 1938; cм. также ст. Пятикнижие. .Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 698 | |
2 | 608 | |
3 | 511 | |
4 | 502 | |
5 | 472 | |
6 | 470 | |
7 | 454 | |
8 | 450 | |
9 | 448 | |
10 | 441 | |
11 | 439 | |
12 | 436 | |
13 | 436 | |
14 | 432 | |
15 | 428 | |
16 | 427 | |
17 | 421 | |
18 | 414 | |
19 | 387 | |
20 | 386 |