Библиологический словарь - киттель
Киттель
По его мнению, проникнуть в тайну пророчества невозможно лишь средствами историч. критики. Он был одним из первых библеистов, к-рый привлек для своих трудов обширнейший археологич. материал по истории и религии *Древнего Востока. К. отмечал влияние на ВЗ культуры окружающих народов, но решительно отказывался принимать теории Фридриха *Делича и *панвавилонистов.
Итогом науч. деятельности К. явилась его книга "История израильского народа" ("Geschichte des Volkes Israel", 7 Aufl., 1925-32, Bd.1-3). В ее 1-м изд. (1882-92) он еще сомневался в обоснованности *документарной теории происхождения Пятикнижия, но во 2-м (1909-12) согласился с ее выводами. Однако и в этом, и в последующих изданиях (6-е в 1923-29, т.1-3) К. настаивал на определяющей роли Моисея для ветхозав.
религии. По словам историка, процесс формирования народа Божьего мог осуществиться "лишь в том случае, если позади распыленной массы в качестве движущей силы стоит личность, далеко переросшая всех окружающих и со священным воодушевлением раздувающая в целое пламя таящуюся в современниках искру народного самосознания". В отличие от библеистов школы *Велльхаузена, К.
подчеркивал, что пророки-писатели не создавали новой религии, а "выступали, по их же собственному признанию, в роли сохранителей и обновителей старой веры". Основу "религиозного творчества Моисея" К. видел в *Декалоге. Исследование К. содержит блестяще написанные и насыщенные фактами очерки географии и древнейшей истории Палестины, а также описания быта, культуры и мышления разных эпох ВЗ. Что касается сказаний о *патриархах, то К. называл их *легендами, отмечая при этом, что легенда в них неотделима от подлинного историч. воспоминания. "Древнейшее повествование Библии, писал он, может быть историей, являясь одновременно и легендой". В связи с находкой стелы Мернептаха археологом *Питри Флиндерсом, К.поддержал гипотезу, согласно к-рой в Египет переселились не все израильтяне. Часть их могла остаться в Ханаане; она-то и упомянута в стеле 13 в. Свящ. история показана К. на фоне культуры и событий древневост. истории. К. также принадлежат комментарии к Суд, Цар, Пар, Пс и Ис. Der Bibel-Babel Streit und Offenbarungsfrage, Lpz., 1903; Studien zur Hebraischen Archaologie und Religionsgeschichte, Lpz.
, 1908; Die alttestamentliche Wissenschaft in ihren wichtigsten Ergebnissen, Lpz., 1910; Religion des Volkes Israel, Lpz., 1921; в рус. пер.: Культура Ханаана в эпоху вторжения в него израильтян, в кн.: С о л о в е й ч и к М.А., Очерки по евр. истории и культуре, т.1, СПб., 1912; Главнейшие результаты раскопок в странах Древнего Востока, там же. Die Religionwissenschaft der Gegenwart in Selbstdarstellung, Lpz., 1925, Bd.1; RGG, Bd.3, S.626. .
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 698 | |
2 | 608 | |
3 | 511 | |
4 | 502 | |
5 | 472 | |
6 | 470 | |
7 | 454 | |
8 | 450 | |
9 | 448 | |
10 | 441 | |
11 | 439 | |
12 | 436 | |
13 | 436 | |
14 | 432 | |
15 | 428 | |
16 | 427 | |
17 | 421 | |
18 | 414 | |
19 | 387 | |
20 | 386 |