Библиологический словарь - родословия иисуса христа в евангелиях и "братья господни"
Родословия иисуса христа в евангелиях и "братья господни"
Родословия Христа содержатся в Мф 1:1-I6 и в Лк 3:23-38. По общему мнению толкователей, эти два родословия, подобно другим библ. генеалогиям, преследовали определ. богосл. цель. В данном случае евангелисты хотели наглядно подчеркнуть мессианское происхождение Иисуса Христа от рода Давида, получившего обетование (2 Цар 7:12 сл.). 1) Особенности родословия.
В Мф родословие ведется от Авраама ко Христу, в Лк оно начинается с Христа и восходит к Адаму (в этом видят черту универсализма Лк). У обоих евангелистов списки имен между Авраамом и Давидом, за малыми исключениями, тождественны. Далее же идут различия: ев. Матфей называет предками Христа царей Давидовой династии, ев. Лука царских потомков, не занимавших престол (иерусалимские цари имели гаремы и поэтому, кроме монархов, существовало множество частных лиц, бывших "сынами Давида" по происхождению).
Расходится список и тех имен, что относятся ко *Второго Храма периоду. Генеалогия Мф явно подчинена закону *символических чисел и делится на 3 периода по 14 поколений каждого (1:17). C этой целью евангелист опустил ряд имен, известных из ВЗ. "Прием этот несколько искусственен, но вполне согласен с обычаями и мышлением иудеев" (*Фивейский).Оба родословия ведутся по мужской линии, но у ев. Матфея приведены и 4 женщины: Фамарь, Раав, Руфь и Вирсавия. По одному мнению, все они были иноплеменницами (что несомненно только для хананеянки Раав и моавитянки Руфи); по другому же евангелист хотел включить в генеалогию грешниц (Фамарь, Раав), чтобы подчеркнуть земное уничижение Христа.
2) Происхождение родословий в лит. отношении вполне понятно: евангелисты имели перед собой примеры многочисл. родословий в ВЗ, к-рые также служили для выражения определ. мысли. Источниками евангелистов могли быть семейные архивы, о существовании к-рых свидетельствует *Иосиф Флавий (Против Апиона, I, 7; ср. его автобиографию, I,1-6). Но остается вопрос о причинах различий обоих родословий.
Этот вопрос является одним из *трудных мест Библии и окончательно еще не разрешен. 3) Гипотезы о различиях в родословиях. Существует три попытки решить эту проблему: а) Евангелисты не располагали подлинными документами и измыслили оба родословия, основываясь преимущ. на B3. Нo не говоря о том, что такой взгляд неприемлем для христ.
подхода к Библии, остается нерешенным, как случилось, что тот евангелист, к-рый писал позже, не повторил предшественника, а дал собств. генеалогию. б) В 3 в. *Юлий Африкан, живший в Палестине, выдвинул предположение, что различия в родословиях обусловлены левиратными браками среди предков Спасителя (при таких браках брат женился на вдове умершего брата, и сын становился его потомком "по закону").Это мнение Африкан изложил в своем письме к Аристиду (см. *Евсевий Кесарийский. Церк.Ист.I, 7). в) Согласно гипотезе, предложенной итал. гуманистом Анниусом Витербосским (1432-1505), родословие в Мф относится к Иосифу Обручнику, а родословие Лк к Богоматери. Эта гипотеза имеет сейчас много сторонников, особенно среди правосл. экзегетов.
Проблема "братьев" и "сестер" Господних. В НЗ упоминается не менее 6-ти лиц, к-рые названы "братьями" и "сестрами" Иисусовыми. Нет сомнения в том, что они были или считались родственниками Христа Спасителя по плоти. Имена сестер Его не названы; братья же именуются Иаковом, Иосией, Иудой и Симоном (Мф 13:55-56; Мк 6:3). B Мф 27:56 матерью Иакова и Иосии названа некая Мария, а в Мк 15:40 об этой Марии говорится как о "матери Иакова меньшого и Иосии".
Ев. Иоанн свидетельствует, что во дни земной жизни Христа "братья" Его "не веровали в Него" (7:5), однако сразу же после Вознесения мы находим их среди учеников (Деян 1:13-14). Ап. Павел говорит о братьях Господних и в частн. об Иакове, к-рый с 40-х гг. стал руководителем Иерусалимской христ.общины (см. ст. Иакова ап.Послание). Ни в церк. преданиях, ни в библ. исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о степени родства братьев Господних к Иисусу Христу и между собой. Единственное, что Предание Церкви решительно отвергает, это взгляд нек-рых протестантов, согласно к-рому братья Господни были родными братьями Иисуса.
В Евангелиях мать Иакова и Иосии названа по имени (Мария), но она явно не отождествляется с Девой Марией. Даже рационалист *Ренан вынужден признать, что назаряне называли Христа "Сыном Марии", потому что Он был известен "как единственный сын вдовы". Начиная с первых веков христианства, высказывалось неск. предположений о братьях Господних, ни одно из к-рых не стало господствующим.
а) Братья Господни были детьми Иосифа Обручника от первого бpaкa. Taк думали автор Ев. Иакова (см. ст. Апокрифы) *Ориген, *Климент Александрийский, свт.*Епифаний Кипрский. Эта гипотеза вполне правдоподобна, но она не может быть распространена на Иакова меньшого и Иосию, поскольку они были сыновьями Марии, одной из женщин, сопровождавших Христа.
б) Братья Господни были детьми Марии, родственницы Пресвятой Девы или же Иосифа и т.о. приходились Христу Спасителю двоюродными или троюродными братьями. В Ин 19:25 названа некая Мария Клеопова (т.е. жена Клеопы), к-рая, по-видимому, тождественна с матерью Иакова меньшого и Иосии. Из текста Ин явствует, что она была сестрой Девы Марии, хотя нек-рые экзегеты считают, что в словах "сестра Матери Его, Мария Клеопова" речь идет о двух женщинах.
Древние церк. предания, сохраненные в Ев. Иакова, не допускают, что у Девы Марии были родные сестры. Однако Мария Клеопова могла быть двоюродной сестрой Богоматери. Такого мнения придерживались блж.*Иероним и блж.*Августин. Противники его ссылались на то, что греч. слово ўdelfo... означает только родных братьев. Однако следует помнить о семитич.
основе Евангелий. В евр. языке слово ахим может означать разные степени родства (ср. Быт 13:8; 19:15; 3 Цар 12:24 и др.). в) Согласно гипотезе Ренана и рус. правосл. историка *Лебедева А.П., Клеопа был братом Иосифа Обручника и поэтому их жены именовались сестрами. Иаков Праведный и его брат Иуда (см. ст. Иуды ап.Послание) были детьми Иосифа от первого брака, а Иаков Меньшой, Иосия, Симон (и второй Иуда?) и "сестры" Иисусовы детьми Клеопы, Марии.Свт.*Г р и г о р и й Б о г о с л о в, Родословие Христово, Твор., СПб., 1912, т.2, с.298 сл.; прп.*И о а н н Д а м а с к и н, О родословии Господа и св. Богородицы, ХЧ, 1841, т.I. *А н д р е е в И.Д., Братья Господни, НЭС, т.7; Б е р з е ц о в с к и й Н., Родословие Господа нашего Иисуса Христа, ДЧ, 1870, т.III; *Б о г о с л о в с к и й М.И., Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи по евангелиям св.
апостолов Матфея и Луки, Каз., 1893; *Г е о р г и й Ярошевский( Теория проф. А.П.Лебедева о Братьях Господних, Харьков, 1907; Д о б р о в о л ь с к и й И., Два родословия Спасителя, Каз., 1897; *К о з а р ж е в с к и й А.Ч., Источниковедч. проблемы раннехрист. лит-ры, М., 1985; Л е б е д е в А.П., Братья Господни, М., 1905; *Л о в я г и н Е., Родословие Господа нашего Иисуса Христа, ХЧ, 1864, т.
III; М е р з л ю к и н А.С., Родословие Пресвятой Девы Марии и происхождение "братьев Господних", Париж, 1955; *М у р е т о в М.Д., Родословие Христа, М., 1904; Р е н а н Э., Евангелия: второе поколение христианства, СПб., [1907], репр. М., 1991. Приложение; *D а n i №l о u J., Les Evangiles dе lEnfance, Р., 1967; *J е r е m i а s J., Jerusalem in the Time of Jesus, L., 1969; см. также cт. Евангелия. .Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 698 | |
2 | 608 | |
3 | 511 | |
4 | 502 | |
5 | 472 | |
6 | 470 | |
7 | 454 | |
8 | 450 | |
9 | 448 | |
10 | 441 | |
11 | 439 | |
12 | 436 | |
13 | 436 | |
14 | 432 | |
15 | 428 | |
16 | 427 | |
17 | 421 | |
18 | 414 | |
19 | 387 | |
20 | 386 |