Библейская энциклопедия Брокгауза - апостол
Апостол
Греч. слово апостолос соответствует евр. шалиах и означает см. Посланник. В Септуагинте оно употребляется в своем буквальном значении "посланник" (3Цар 14:6), "посол" (Ис 18:2). НЗ называет А. полномочного посланника, к-рому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также особое служение. Каждый А. это см. Ученик, но не каждый ученик является А. В более узком смысле слова А. (как считалось уже в древней Церкви) это свидетель (см. Свидетель, II) Воскресшего (Деян 1:21 и след.; ср. 1Кор 15:1 и след.). В НЗ можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике А.:
1) А. (в Синод. пер. "посланник") лицо, подвластное пославшему его господину (Ин 13:16);
2) А. как по-сланцы церквей (2Кор 8:23 в Синод. пер. "посланники"; Епафродит: Флп 2:25 в Синод. пер. "посланник"; см. Андроник и Юния: Рим 16:7);
3) А. как миссионеры (= посланники) древнего христианства (Деян 14:14: "Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем...");
4) те двенадцать, к-рых Иисус назвал А. (Мк 3:14 и след. см. греч. текст; Лк 6:13);
5) Сам Иисус в Евр 3:1 назван А. (в Синод. пер. "Посланником") и Первосвященником как Личность, посланная в мир Богом и одноврем. представляющая мир перед Богом (ср. священнический чин Иисуса см. Иисус Христос);
6) существует и понятие "лжеапостолы" (А. лжецы: Откр 2:2), лжеучителя, к-рых Павел иронически называет "высшими Апостолами" (Синод. пер.; в первоисточнике употреблено словосочетание "чрезвычайные А.") (2Кор 11:5; 12:11), к-рые в действительности являются обманщиками (2Кор 11:13). ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ
А. ИХ ИМЕНА
Именование "А." для этих двенадцати учеников исходит от Иисуса (Лк 6:13).
1-4: две пары братьев (Мф 4:18-22; 10:2; Мк 1:16-20; 3:16-18; Лк 6:14): 1) Симон, сын Ионин, прозвище см. Петр (греч. Петрос, арам. кефа, соотв. рус. "камень" (Ин 1:42));
2) Брат Симона см. Андрей (Ин 1:42);
3) см. Иаков, сын Зеведеев (Мк 1:19);
4) Брат Иакова см. Иоанн (автор Евангелия, трех посланий и Откровения); оба сына Зеведеевы, согл. Мк 3:17, были наречены также (может быть, под влиянием Лк 9:54) см. Воанергес , т.е. "сыны громовы";
5) Филипп (Мф 10:3, не путать с диаконом Филиппом: Деян 6:5; 8:5 и след.);
6) см. Варфоломей = Нафанаил (Мф 10:3; Ин 1:43-51);
7) см. Фома (Ин 20:24-29);
8) см. Матфей, мытарь (Мф 9:9), он же Левий (Лк 5:27);
9) см. Иаков, сын Алфеев (Мф 10:3);
10) см. Фаддей = см. Иуда, сын Иакова (Мф 10:3; Лк 6:16; Ин 14:22; Деян 1:13);
11) см. Симон Кананит, или см. Зилот, т.е. "ревнитель" (Мф 10:4; Лк 6:15);
12) см. Иуда Искариот, т.е. "человек из Кариота", предатель (Мф 26:14-16; Мк 14:10 и след.; Лк 22:3-6; Ин 13:21-30); после самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к А. см. Матфий (Деян 1:15-26).
В НЗ приведены четыре списка А. (Мф 10:2-4; Мк 3:16-19; Лк 6:14-16; Деян 1:13). Нижеслед. сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные А. в различных книгах НЗ и в какой очередности они упоминаются:
Мф 10:2 и след.Симон
Андрей
Иаков
Иоанн
Филипп
Варфоломей
Фома
Матфей
Иаков
Фаддей
Симон
Иуда Искариот
Мк 3:16 и след.Симон
Иаков
Иоанн
Андрей
Филипп
Варфоломей
Матфей
Фома
Иаков
Фаддей
Симон
Иуда Искариот
Лк 6:14 и след.Симон
Андрей
Иаков
Иоанн
Филипп
Варфоломей
Матфей
Фома
Иаков
Симон
Иуда
Иуда Искариот
Деян 1:13Петр
Иоанн
Иаков
Андрей
Филипп
Фома
Варфоломей
Матфей
Симон
Иуда
Иуда Искариот
Иаков
Ин
Андрей
Симон
Сыны Зеведеевы
Филипп
Нафанаил
Иуда
Искариот
Фома Б. ПРИЗВАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ
Во время Своего земного служения, продолжавшегося всего три года, Иисус Христос стремился, проповедуя, уча и исцеляя (Мф 4:23; 9:35), к распространению Царства Божиего. В помощники Себе Он избрал двенадцать человек, названных А., и дал им наставления. При жизни Иисус призвал множество учеников: существовал круг пятисот (1Кор 15:6), круг семидесяти (Лк 10:1), круг двенадцати, а среди этих двенадцати три самых близких ученика: Петр, Иаков и Иоанн. В собств. смысле слова только эти двенадцать были учениками (греч. матетай), к-рые сплотились вокруг своего Равви (Ин 1:38), чтобы жить вместе с Ним. С тремя из них у Него были особенно доверит. отношения. Им было позволено присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Мк 5:37), на горе Преображения (Мф 17:1) и в Гефсиманском саду (Мф 26:37). Но и среди этих трех Петр (Мф 16:13-20) и Иоанн (Ин 13:23; 19:26 и след.) занимали особое положение. Как и когда Иисус призвал этих двенадцать в Евангелиях не дано однозначного ответа. Там приведены: подробная история призвания в изложении Иоанна, позволяющая предположить, что это рассказ очевидца, к-рый не может забыть первой встречи с Иисусом (Ин 1:35-51, прежде всего ст. 39); рассказ о том, как был призван Петр, ловивший рыбу (Лк 5:1-11), а также краткие истории призвания других А. (Мф 4:18-22; Мк 3:13-19 и Лк 6:12-16). Вероятно, Иисус собрал вокруг Себя этих двенадцать учеников в результате того, что Его молитва была услышана (Лк 6:12). Тогда привлечение этих учеников соответствует воле Небесного Отца. О том, что происходило в сердцах А. в момент призвания, можно догадываться на основании различных евангельских рассказов, напр. истории призвания Петра. Попав под власть речей (Лк 5:1 и след.), повелений и действий Иисуса, он видит перед собой живого Сына Божьего и осознает себя грешником. Прощающие слова Иисуса превращают его в нового человека, дарят ему новую жизнь, к-рая теперь будет проходить не под знаком своего "я", а под руководством Иисуса Христа. Благодарность за спасение от смерти (Ин 5:24) для новой жизни заставляет Петра сделать вывод (Лк 5:10,11): он должен рассказывать и описывать то, что видел и слышал, т.к. не может молчать об этом (Деян 4:20). Всякое призвание является следствием встречи с Сыном Божьим: обычные, не склонные к религ. фанатизму люди, оставляют все, что у них было, чтобы следовать за Ним (Мф 4:18-22; Лк 5:11; Ин 1:43-45). Двенадцать А. последовали за Христом не потому, что были воодушевлены Иисусом или почувствовали потребность распространять Благую Весть, а потому что Он призвал их. Инициатива призвания всегда исходила от Иисуса.
В. ЗАДАЧИ АПОСТОЛОВ
Однажды призванные следовать за Христом, А. становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключается и в Его делах). Иисус направляет Своих посланников (Мф 10:5 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела проповедь, благовествование и исцеление преумножались и приносили плоды (Мф 13:23; Ин 15:2,5,8).
Г. ПОНИМАНИЕ АПОСТОЛАМИ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА
Несмотря на то, что А. постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения (Мк 10:35-40; Лк 9:54). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях. Это особенно заметно в Ев. от Марка. До исповедания Петра (8:27-30) Иисус хранил тайну Своей личности, напр., не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились (7:36). После того как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий (8:31 и след.; 9:30 и след.; 10:32 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили понимания. Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса (Мф 16:22; Лк 24:25 и след.; Ин 2:22; 16:12; 20:9). Так, они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений (Мф 15:15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность (Лк 17:5; ср. Мф 17:20).
Д. СООБЩЕСТВО АПОСТОЛОВ
А. не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом. Когда Иисус посылал Своих учеников "по два" (Лк 10:1; ср. также Деян 1:13), то делал это потому, что они являлись свидетелями Его жизни и смерти (ср. 2Кор 2:15 и след.).
E. НОВАЯ СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ 1) в Страстную пятницу двенадцать учеников проявили полную несостоятельность: Петр отрекся от Сына Человеческого (Мф 26:69-75), Иуда предал Его (Мф 26:14-16; 27:3-10), а другие А. бежали (Мф 26:56). В Ев. от Марка о них не упоминается на протяжении 53 стихов (с 14:72 по 16:7). В этой ситуации свидетелями выступают женщины. В течение 40 дней, прошедших между Пасхой и Вознесением, Иисус выводит А. из состояния нерешительности (Ин 20:19) и подводит к радостной вере (Ин 20:20), перерастающей в полную убежденность (1Ин 5:4). Он подтверждает данное им повеление о миссионерстве и поручение принять и продолжить Его дело (Ин 20:21 и след.), т.е. проповедь Царства Божиего (Мф 24:14; Деян 1:3,8). Воскресший Иисус дает А. обетование пребывать с ними Своим Духом (Мф 28:20; Ин 14:16). Торжественно повторяется и особое поручение см. Петру (Мф 16:16-19 и Ин 21:15-19). Можно с уверенностью утверждать, что понятие А. "получило свое непреходящее значение только благодаря событиям Пасхи". Петр определяет А. как человека "из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его" (Деян 1:21 и след.). После воскресения поручение, к-рое было дано воскресшим Иисусом А., утрачивает все пространств. и временные ограничения: Евангелие надлежит проповедовать до края земли (Деян 1:8) и во все дни до скончания века (Мф 28:18-20);
2) но поскольку воскресший Иисус явился не только этим двенадцати, то понятие А. переходит и на других людей, в том числе и на брата Иисуса Иакова, к-рый тоже назван А. (Гал 1:19);
3) А. были руководителями древней Церкви. Среди церк. служений именно апостольство Павел всегда ставит на первое место (1Кор 12:28; Еф 4:11). После вознесения воскресший Иисус больше не являлся на земле (Деян 1:3), и поэтому круг А. не расширяется. Из этого правила есть только одно исключение Павел (1Кор 15:8). По дороге в Дамаск произошла его встреча с воскресшим Христом, в результате к-рой гонитель христиан Савл стал "избранным сосудом" в руках Иисуса (Деян 9:15). Этой встречей обусловлено осознание Павлом своей особой апостольской миссии (1Кор 15:10; Гал 1:8,15 и след.), хотя его всегда заботит не собственная значимость, а важность дела (1Кор 3:5). Это особое пред-назначение признается за ним и другими апостолами, хотя и не без возражений (Деян 15:22 и след.; 16:3; 21:17 и след.; Гал 2:9 и след.). см. Апостольский собор. АПОСТОЛЫ И ЦЕРКОВЬ
Время А. давно прошло. Но совершенное и сказанное ими имеет для христиан всех времен и направлений непреходящее и решающее канонич. значение. Свидет-во А. сохранилось для мира в виде основополагающего для христиан НЗ. В процессе отбора, к-рый в конечном итоге привел к созданию канона, вопрос об апостольском авторстве был определяющим. Благодаря А. была основана Церковь (Деян 2:1 и след.). Эта Церковь постоянно разрасталась благодаря свидет-ву А., к-рых не могли сдержать ни угрозы (Деян 4:17,20), ни преследования (Деян 12:1 и след.). Стремление А. к проповеди Евангелия было сильнее их воли к жизни (2Кор 11:23-28). Их свидет-ва зависели не от уровня их образованности (Деян 4:13; 2Кор 11:6), а от того огня, к-рый горел в их сердцах (Лк 12:49; 24:32; Деян 4:20) и разгорался тем ярче, чем яростней его пытались загасить (Деян 4:1-4; ср. также 2Кор 13:8). Ничто не могло остановить А. в их стремлении выполнить поручение Учителя: "Итак идите, сделайте все народы учениками и крестите их" (Мф 28:19, досл. перевод греч. текста). Именно поэтому их слово обладало силой, определяющей и приводящей в движение историю (Рим 1:16). Так, их свидет-во "о великих делах Божиих" (Деян 2:11) и "учение Апостолов" (Деян 2:42) стали фундаментом, на к-ром воздвигнуто здание Церкви: все вводимые в это здание (Еф 3:6) оказываются "утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе" (Еф 2:20 и след.). см. Священное Писание (II,В-Г) см. Евангелие от Матфея (I,2).