Библейская энциклопедия Брокгауза - дом строительство дома
Дом строительство дома
1) прочное жилище, не предназнач. для переноса с места на место; признак оседлости. Во время странствования по пустыне и позднее, народ Израиля жил в шатрах (см. Шатер, шалаш, куща, хижина, храмина) (Чис 16:26; Суд 4:17; Иер 35:7); иногда убежищем служили пещеры (Суд 6:2; 15:8; 1Цар 13:6);
2) точное представление о Д. израильтян могут дать только раскопки. Во II тысячел. до Р.Х. Д. имели четырехугольную форму, причем вход в Д. располагался с поперечной стороны. Первонач. Д. имели лишь одно помещение. Если появлялись другие постройки, то они располагались вокруг внутр. двора, где помещались печь для выпечки хлеба и емкость для хранения воды (2Цар 17:18 в Синод. пер. "колодезь"). Жизнь израил. семьи даже в сезон дождей в основном проходила под открытым небом, Д. же использовали только для сна. Д. состоял из двух частей: в более низкой содержали овец и коз, а в более высокой жили люди. На границе между двумя уровнями, рядом со ступенями, находились каменные ясли для волов и ослов (Ис 1:3). Фундамент Д. клали из камня; поскольку при археол. раскопках зачастую не удается определить место, где находился вход, можно сделать вывод, что порог был относит. высоким. На каменном цоколе возводились стены из необожженного кирпича, в них делались проемы для окон и дверей. На плоской крыше, огороженной перилами (Втор 22:8) и снабженной внутр. и внешней, иногда винтовыми, лестницами (2Пар 9:11; 3Цар 6:8), располагалась горница (Суд 3:23; 3Цар 17:19; Дан 6:10; Деян 1:13). Довольно толстые кирпичные стены княжеских Д. позднего бронзового века указывают на то, что вторые этажи таких Д. состояли уже из полноценных помещений, как правило, отсутствовавших в Д. простых израильтян. О подвалах мало что известно. О помещениях для ванны и туалета см. Купание;
3) когда Давид и Соломон привлекли на свои великие стройки чужеземных строителей (2Цар 5:11; 3Цар 5:18), это сказалось и на качестве отделки обычных строений она стала более тщательной, однако планировка строений не измениллась. В архитектуре здания, обнаруженного при раскопках в Иерихоне (постройка VIII в. до Р.Х.), ощущается влияние архитектуры Арама (Сирии) и Финикии. Стены здесь были укреплены опорными столбами. Отклонения от обычного плана постройки обнаруживаются, напр., в найденных при раскопках в Самарии зданиях, служивших складами для хранения припасов. В Сихеме, Телль-эн-Насбе (Мицпе) и Телль-Джемме (Гераре) обнаружены Д., состоящие из трех смежных продольных помещений, к к-рым примыкало еще одно помещение, располож. поперек по всей ширине строения;
4) в перс.-греч. период, в сравнении с железным веком, мало что изменилось. Форма Д. остается в основном той же, но сами Д. становятся меньшими. Та же форма Д. сохраняется и в эллинист.-рим. эпоху. Новое проявляется лишь в строит. элементах и деталях отделки: в использовании колонн, штукатурке стен, росписи и мозаике на полу. К рим. периоду относится и появление сводчатых кровель. II:
1) при сооружении более крупных зданий наряду с кирпичами применяли тесаный камень (Ис 9:10); при строит-ве храма использовали также мрамор (1Пар 29:2). Иногда на каменной ограде надстраивали бревенчатую стену (3Цар 7:12). Однако дорогостоящие сорта древесины кедр, кипарис, масличное или сандаловое дерево и др. при строит-ве обычных Д. не использовались, здесь, как правило, применялась сикомора (3Цар 10:27; Ис 9:10), из к-рой делали кровельные перекрытия. Кровля таких Д. была плоской, слегка наклонной для стока дождевой воды. Промежутки между кровельными балками заполнялись хворостом. Сверху клали слой глины, к-рый, вероятно, приходилось часто подновлять , т.к. при появлении трещин в них прорастала трава (4Цар 19:26). Как и крыша, пол делался из утрамбов. глины, позднее появились каменные и мозаичные полы. см. Известь, известняк служила строит. раствором и побелочным материалом. Стены также обмазывали гипсом (Ис 33:12 в Синод. пер. "горящая известь") (Лев 14:42);
2) деревянные, чаще всего низкие, двери (или ворота) (Притч 17:19)запирались на ночь на деревянный замок деревянным ключом, но были известны и железные засовы (Пс 106:16). Двери Д. открывали на стук. Греч. слово круо указывает на то, что в дверь стучали каким-то предметом, предположит. кольцом (Лк 12:36; Деян 12:13). Роль петель для дверных створок выполняли каменные упоры, в к-рых дверь крепилась с помощью двух шипов. Нижний шип вращался в отверстии камня, имевшего назначение дверного упора, верхний удерживался в таком же упоре с помощью крепления. В храме и во дворцах двери были двустворчатыми, обитыми железом. На косяк входной двери, по обычаю, наносили мазки кровью пасхального агнца (Исх 12:7), сюда, согл. предписанию, содержащемуся во Втор 6:9, прикрепляли и коробочки с полосками пергамента, на к-рых были начертаны стихи Втор 6:4-9; 11:13-21 (см. Хранилище);
3) в бедных Д., по крайней мере в нижнем этаже, окна зачастую отсутствовали (см. Лк 15:8). В период бронзового и железного веков в домах делали окна размером приблизит. 50 х 50 см, но оконных рам при раскопках обнаружено не было. Есть свидет-ва об имевшихся на окнах решетках (Суд 5:28; Притч 7:6; Песн 2:9). Окно можно было закрыть досками или деревянными ставнями (4Цар 13:17). Поскольку через окна в Д. могли проникнуть воры (Иоил 2:9; ср. Иер 9:21), то их часто делали очень высоко (1Цар 19:12). То же относится и к Д., располож. у гор. стены или встроенным в нее; через окна таких Д. беглецы могли спуститься только по веревке (Нав 2:15; 2Кор 11:32). Окна, описанные в 4Цар 9:30; Иер 22:14, по-видимому, относились к особому виду. Судя по егип. изображениям, здесь, вероятно, подразумеваются выступы наподобие балконов, с к-рых царь обращался к народу. III.
Внутр. убранство Д. было простым, поскольку большая часть жизни семьи проходила вне помещения. Д. прежде всего предназначался для сна. Он же служил местом хранения одежды, к-рую развешивали на крючках или складывали в деревянные ящики, здесь также хранили съестные припасы, помещая их в кувшины. В бедных Д. обитатели лежали и сидели на циновках, разлож. на полу. При раскопках были обнаружены каменные и деревянные скамьи, стоявшие у стен. В 4Цар 4:10 перечислены предметы мебели и утварь кровать ("постель"), стол, стул ("седалище") и светильник. В кухне или другом месте, отведенном для приготовления пищи, помещались печь, в к-рой выпекали хлеб, ручная мельница, здесь же находились кувшины с маслом, мукой и водой (3Цар 17:12; Ин 2:6), сосуды и кухонные принадлежности, посуда для еды и питья. Чем богаче был Д., тем дороже и разнообразнее в нем были мебель и утварь; верхом роскоши считалось украшать кровати инкрустацией из слоновой кости (см. Слоновая кость) (Ам 6:4; ср. 3Цар 22:39), а также застилать их разноцветными егип. тканями (Притч 7:16).
IV:
1) Д. упоминаются и в законе о "язве проказы" (Лев 14:33-53). Можно предположить, что речь здесь идет о домовом грибке или плесени. Если пятна распространялись, то сначала их устраняли, заменяя штукатурку и пораженные камни на новые. Если же пятна появлялись вновь, то Д. считался "покрытым проказой" и подлежал сносу. При этом обломки и строит. мусор надо было вынести за пределы города;
2) существовали особые предписания по продаже Д. и сдаче в залог. Сельские, не огороженные стеной Д. передавались по наследству и в случае их отчуждения подлежали возврату первоначал. владельцу самое позднее в см. Юбилейный год (Лев 25:31). Но Д. в городе можно было выкупать только в течение года, в противном случае он переходил в собственность нового владельца. В этом случае недвижимость могли приобретать и см. Пришельцы. Исключение составляли Д. в городах левитов, к-рые тоже считались наследств. собственностью (ст. 32 и след.). V:
1) в метафорич. значении Д. означает семейный быт, семейство, род (Быт 45:2; 1Цар 3:14 и проч.)или объединенных верой домочадцев (Деян 11:14; 16:15; 2Тим 1:16; 4:19) во главе с отцом как "домашним священником";
2) а) Д. Божий во всеобъемлющем значении это Его народ (Чис 12:7; Евр 3:2,5) и христ. Церковь (1Тим 3:15; 1Пет 4:17; Евр 3:3-6 и др.), к-рая названа также храмом Божьим (1Кор 3:16; 6:19). Ее учителя названы домостроителями (1Кор 4:1);
б) в более узком смысле под Д. Божьим подразумевается земное святилище (Быт 28:17,19; Пс 83:11; Мф 23:38; Мк 2:26), к-рое Иисус называет также Д. Своего Отца (Ин 2:16) и Д. молитвы (Мф 21:13; Мк 11:17);
в) Д. Отца могут быть и небеса (Ин 14:2); Д. (жилище) на небесах (2Кор 5:1) означает воскресшее тело. см. Строительство, строить.VI.
"Дом храбрых" название здания в Иерусалиме (Неем 3:16; ср. 2Цар 23:8 и след.), где размещался главный пост стражи вблизи цар. крепости. см. Дворец, см. Крепость, укрепление.