Библейская энциклопедия Брокгауза - голова
Голова
I.
Слово "голова" часто встречаются в Библии как в прямом своем значении, так и в переносном:
1) в знак печали Г. опускали к земле, посыпали пылью (Иов 2:12) или пеплом (см. Пепел) (2Цар 13:19; Плач 2:10; Откр 18:19; Неем 9:1), остригали наголо (Иер 48:37; Иез 7:18) или, напротив, покрывали ч.-л. (2Цар 15:30; Иер 14:4), или клали руки на Г. (2Цар 13:19; Иер 2:37);
2) женщина в обществ, местах должна была появляться не только с покрытой Г., но и с закрытым покрывалом лицом (Быт 24:65; Песн5:7;1 Кор 11:5).0бычай приношения молитвы с непокрытой Г., о к-ром говорит ап. Павел, противоречит иуд. правилам, согл. к-рым мужчины должны молиться с покрытой головой;
3) поднятая Г. означает проявление уверенности в себе и радости (Иов 10:15;Пс 109:7;Лк21:28)."Возвысить чью-либо голову" (в Синод, пер. "вывести") означало возвысить человека, оказать ему почести (4Цар 25:27). "Покачать головой вслед" к.-л. означало выразить презрение и подвергнуть насмешке (Ис 37:22; Мк 15:29).
II.
Словосочетанием "голова и хвост" (Втор 28:13,44; Ис 9:14 и след.; 19:15) в ВЗ метафорич. обозначены люди знатные и незнатные, а также правители и подданные. "Собирать горящие угли на чью-то голову" означает делать добро врагу (Притч 25:22;Рим12:20),это выражение стало общеупотребит.
III.
Главами в Библии названы люди, занимавшие руководящие должности: главы колен Израилевых (МТ Втор 1:13,15), главы родов (поколений) (МТ Исх 6:14), главы народа (Втор 33:5), главы дома Иакова (Мих 3:1). Иеффай назван (в МТ) главой и вождем (Суд 11:11). Упоминается также "глава иноплеменников" (Пс 17:44).
IV.
Понятие "глава" употребляется также для выражения отношений господства и подчинения, существующих в установленном Богом миропорядке. Так, Рецин назван главой Дамаска, а Дамаск главой Арама (Сирии) (Ис 7:8); "глава Ефрема Самария, и глава Самарии сын Ремалии": царь, столица, страна. В НЗ Христос, как победитель и владыка, назван "главой всякого начальства и власти" (Кол 2:10), как Спаситель Главой тела Церкви (Еф 1:22; 4:15 и след.; Кол 1:18). Соотв. порядку подчинен и отдельно взятый человек. В церкви и в браке мужчина глава женщины (Еф 5:23 и след.); Христос глава мужчины, а Бог глава Христа (1Кор 11:3). см. Муж см. Женщина.