Библейская энциклопедия Брокгауза - гробница
Гробница
На Ближнем Востоке Г. находились, как правило, за пределами городов и селений в пещерах (Быт 23), под деревьями (Быт 35:8; 1 Цар 31:13),в поле (Нав 24:30,32). Известно, что захоронения устраивали и под жилыми домами(1Цар 25:1).Обычно умирающие завещали похоронить себя в семейных Г. (Суд 16:31; 2 Цар 2:32; 21:14; 3 Цар 13:22). Каждый израильтянин хотел подобным образом "приложиться к своим отцам" (2Пар 34:28); быть похороненным в ином месте означало страшное наказание (3Цар 13:22). В этом отчетливо проявлялась принадлежность к своему роду даже после смерти. Но сооружать семейные Г. могли лишь состоят, люди; бедняков и простолюдинов хоронили в общих Г., напр., жителей Иерусалима в долине Кедрона (4Цар 23:6; Иер 26:23). Позднее у евреев появилась надежда, что именно в этой долине начнется воскресение из мертвых; истлевшие останки больше не сваливали вместе, как это часто делалось раньше (см. Иез 37). Царские Г., вероятно, находились в столице. О захоронении царей Иудеи в главном городе страны в Библии говорится весьма определенно (3Цар 2:10; 11:43 и др.). То же, хотя и менее конкретно, говорится о месте захоронения израил. царей (3Цар 16:6,28; 22:37; 4 Цар 10:35 и др.). Ср. цар. саркофаги в Библе ( Гевал),к-рые были обнаружены внутри гор. стен.
II.
При раскопках в Палестине учеными было найдено множество Г., следов сожжения трупов при этом обнаружено не было. В ВЗ говорится о сожжении как о виде смертной казни (Быт 38:24; Лев 20:14)или как о способе ее ужесточения (Нав 7:25);исключением стало сожжение тел царя Саула и его сыновей, кости к-рых остались целыми и были погребены (1Цар 31:12 и след.). В Израиле тела умерших предавали земле, из к-рой их сотворил Бог.
III. ОСНОВНЫЕВИДЫ ГРОБНИЦ:
1) древнейшими Г. являются СКАЛЬНЫЕ Г., устроенные в пещерах. Они размещались в одной или нескольких пещерах, естественных или обработанных человеком; попасть в них можно было по пологому спуску. Пример такой Г. цар. усыпальница в Гезере (Газере);
2) в ШАХТНЫХ Г., представляющих собой модификацию скальных, к склепу ведет вертикальный вход, причем шахта и склеп нередко разделены либо могильной плитой,либо большим камнем;
3) Г., вырубленные в породе, называются СВОДЧАТЫМИ,часто они имеют ведущую вниз лестницу;
4) в начале железного века получили распространение СКАМЕЕЧНЫЕ Г.: тело умершего покоилось в склепе на возвышении у стены, сделанном наподобие скамьи;
5) иногда в захоронениях встречаются ГЛИНЯНЫЕ СОСУДЫ, в к-рых обычно покоятся детские останки. Учеными не обнаружены на них какие бы то ни бьмо признаки насильственной смерти, поэтому эти находки не считаются свидет-вами жертвоприношений детей;
6) в новозаветное время Г. помимо собственно склепа часто имели переднее помещение. В ШТОЛЬНЕВЫХ Г. тела умерших лежали в узких горизонтальных отсеках, к-рые вырубались в скальной породе и имели выход в главное помещение. Найденные в Гезере подобные Г. имеют размеры 0,5 х 0,5 х 1,75 м. Не исключено, что по истечении нек-рого времени штольни главного помещения освобождались, и оставшиеся кости в специальных сосудах (лат. оссуарии) переносили в меньшие по размеру штольни, располож. в этой же гробнице;
7) наиб. распространенными в рим. период были КОРЫТООБРАЗНЫЕ Г. В стенах главного помещения, вход в к-рое закрывал большой круглый камень (см. Мф 27:60), вырубались три ниши. В них находились скамьи (см. Ин 20:5-7) или своеобразные открытые саркофаги. Чтобы затруднить вход в Г., желоб, по к-рому двигался камень, часто вырубался под углом;
8) позднее получил распространение обычай расписывать Г. В эллинистич. эпоху на плитах, закрывающих вход в штольневые Г., делали надписи имена умерших или предупреждение "Не открывай!" Подобные предостережения встречаются на оссуарии царя -" Азарии (Озии) и в скальной Г. -" Севны.